Ребенок никогда не заговорит? Маленьким детям не нужны средства АДК? Неговорящие люди ничего не понимают? Разбираем мифы вместе со специалистами «Социальной школы Каритас».
Миф 1: Ребенок не будет говорить, если у него появится другой способ общения
Наталья Заморова, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации:
Это распространенное заблуждение, в которое верят даже некоторые дипломированные специалисты. Наш четырехлетний Илья – живое опровержение мифа.
На момент обращения мальчику было два с половиной года. Дизартрические нарушения, говорит лишь несколько слов, зато какое желание коммуницировать! Илья мечтал общаться, пытался наладить взаимоотношения с окружающими, но его не всегда могли понять.
Один из специалистов запретил семье обращаться к альтернативной коммуникации, в частности, к жестам (ведь так ребенок якобы никогда не заговорит!), но наша ищущая мама его не послушала и пришла к нам.
Сейчас ребенок уже может говорить вербально. У него уже есть качественно звучащие и довольно сложные слова.
Факт
Исследования подтверждают, что использование средств АДК способствует языковому развитию и может положительно влиять на развитие устной речи. АДК не гарантирует, что ребенок заговорит, но дает ему все возможности для общения и развития коммуникации.
Очень важно, чтобы использование средства АДК сопровождало вербальное слово. Если используется низкотехнологичное средство, партнер по коммуникации должен озвучивать. И напротив, чтобы взрослые использовали средства и способы АДК, когда говорят. Этот процесс называется моделирование.
Очень важно, чтобы использование средства АДК сопровождало вербальное слово. Если используется низкотехнологичное средство, партнер по коммуникации должен озвучивать. И напротив, чтобы взрослые использовали средства и способы АДК, когда говорят. Этот процесс называется моделирование.
Миф 2: АДК можно вводить только до или после определенного возраста
Факт
В этой области не существует возрастных ограничений. Вводить АДК следует тогда, когда есть такая потребность. Неважно, ребенок это или взрослый. Если человек не может говорить сам, мы обеспечиваем его возможностями и помогаем выразить себя любым доступным способом.
Раннее использование АДК способствует развитию понимания и вербальной речи. А также увеличению словарного запаса у детей до 3-х лет. Взрослые тоже могут освоить альтернативную и дополнительную коммуникацию
Мария Филиппова, специалист по АДК:
Раннее использование АДК способствует развитию понимания и вербальной речи. А также увеличению словарного запаса у детей до 3-х лет. Взрослые тоже могут освоить альтернативную и дополнительную коммуникацию
Мария Филиппова, специалист по АДК:
Общение возможно в любом возрасте с любым человеком, а способ будет зависеть от уровня его коммуникативного развития.
Сейчас у меня на сопровождении 39-летний мужчина. Его мама обратилась за помощью в налаживании взаимодействия с сыном.
Их семья – наглядный пример того, что общаться (наладить взаимодействие) никогда не поздно!
Миф 3: Человек должен быть на определенном когнитивном уровне и иметь определенные навыки, чтобы начать использовать АДК
Факт
Для использования АДК не требуется предварительных навыков. Конечно, важно учитывать особенности ребенка, но не стоит ждать, чтобы начать общаться.
Существуют исследования, подтверждающие, что развитие языковых навыков приводит к улучшению познавательных способностей. Кроме того, введение простых технических средств, (например, кнопки на одно сообщение) может способствовать формированию причинно-следственных связей и совместному вниманию.
Существуют исследования, подтверждающие, что развитие языковых навыков приводит к улучшению познавательных способностей. Кроме того, введение простых технических средств, (например, кнопки на одно сообщение) может способствовать формированию причинно-следственных связей и совместному вниманию.
Наталья Заморова, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации, вспоминает:
Когда мама обратилась с сыном с ТМНР, сильным снижением зрения и РАС, нельзя было даже до конца определить, есть ли у подростка намеренная коммуникация. От них отказывались в школах и специализированных центрах, мама сталкивалась с критикой и осуждением.
Мы вместе выявили сильные стороны мальчика, я посоветовала, как адаптировать среду, какие бесплатные материалы по теории АДК прочитать у нас на сайте. Наша ситуация – это тот редкий случай, когда всего одна консультация может изменить жизнь ребёнка и всей семьи.
Недавно, спустя почти 1.5 года после первой консультации, мы провели с мамой повторную консультацию, чтобы уточнить текущий коммуникативный уровень ребенка и разобрать возникшие вопросы.
Сейчас однозначно можно сказать, что мальчик намеренно коммуницирует, активно использует символы, коммуникативные кнопки и даже иногда составляет фразы!
До введения средств альтернативной и дополнительной коммуникации у ребёнка не было способов заявить о себе, своих потребностях и желаниях. А теперь подросток может выразить всё это, обратиться к близким с просьбой или сообщением.
Миф 4: Высокотехнологичные средства АДК лучше низкотехнологичных
Факт
У каждого подхода в АДК есть свои плюсы и минусы, и выбор средства общения зависит от способностей ребенка и его предпочтений.
С детьми, нуждающимся в АДК, лучше использовать мультимодальную (тотальную) коммуникацию, потому что она позволяет ребенку использовать те способы общения, которые ему доступны. Например, ребенок может поздороваться, махнув рукой. А через пару минут прокомментировать что-нибудь, используя доску с основными словами.
В Ирина Текоцкая, специалист по АДК:
С детьми, нуждающимся в АДК, лучше использовать мультимодальную (тотальную) коммуникацию, потому что она позволяет ребенку использовать те способы общения, которые ему доступны. Например, ребенок может поздороваться, махнув рукой. А через пару минут прокомментировать что-нибудь, используя доску с основными словами.
В Ирина Текоцкая, специалист по АДК:
Предлагаю вам провести эксперимент: понаблюдайте за коллегами и своими детьми. Как они общаются? Используя только слова? Или в ход идут жесты, мимика, язык тела, взгляд, различные устройства, фотографии? Уверяю вас, вы обнаружите, что в каждом диалоге есть все коммуникативные функции.
Ко мне на консультации приходит четырнадцатилетний Коля, который может показать «нет» пятью разными способами: указать на символ, написать слово по буквам, покачать головой, сказать, а также набрать на планшете. Все способы общения наших ребят мы понимаем и принимаем.
С ребятами с двигательными особенностями все тоже не так просто. Айтрекер, например, подходит далеко не всем, при этом человек может хорошо пользоваться коммуникативным экраном – листом А4, по краям которого размещены символы.
Миф 5: Низкотехнологичные средства АДК — это обязательный этап для перехода к высокотехнологичным средствам
Наталья Заморова, специалист по АДК:
Приведу в пример Сережу. Он пришел к нам в СШК в первый раз. Во время общения с молодым человеком и его педагогом, мы узнали, что он активный пользователь смартфона, у него большой словарный запас, он любит онлайн-шоппинг и отлично распределяет свой бюджет. Поэтому мы сразу начали с планшета.
Для некоторых ребят использование коммуникативных таблиц или кнопок не будет эффективным, то есть не будет способствовать развитию языка, в отличие от высокотехнологичных средств.
Высокотехнологичные средства позволяют использовать гораздо больший по объему словарь, который можно применять во всех жизненных ситуациях. Кроме того, пользователь может самостоятельно пополнять словарь необходимыми символами.
Следует понимать, что некоторые люди никогда не перейдут на высокотехнологичные средства. Важно подбирать средство исходя из возможностей и потребностей человека. У каждого они очень разные!
Миф 6: Успешность в освоении АДК = возможность общаться абсолютно независимо
Факт
Мы не устаем повторять, что главная цель АДК – сказать, что хочет человек, когда он этого хочет, и сделать это наиболее доступным способом.
Часть детей сможет абсолютно независимо использовать свое средство АДК (устройство или книгу). Но некоторым будет необходима большая поддержка. Например, взрослый включает компьютер и организует доступ к программе, следит за ее работоспособностью.
Важно, чтобы в процессе взаимодействия коммуникация и языковое развитие улучшалось, а независимость ребенка увеличивалась.
Часть детей сможет абсолютно независимо использовать свое средство АДК (устройство или книгу). Но некоторым будет необходима большая поддержка. Например, взрослый включает компьютер и организует доступ к программе, следит за ее работоспособностью.
Важно, чтобы в процессе взаимодействия коммуникация и языковое развитие улучшалось, а независимость ребенка увеличивалась.
Миф 7: Если человек не разговаривает, то он ничего не понимает
Общаясь с людьми с нарушениями речи, близкие люди, окружающие, а иногда даже специалисты ставят знак равенства между речью и мышлением. Если мы посмотрим на уровни коммуникативного развития, мы поймем, что такой подход не совсем правильный. Вернее, совсем не правильный.
Невозможность коммуницировать привычным нам способом говорит только об одном: этот человек не может общаться… вербально. У нас абсолютно нет данных о его мышлении, памяти, воображении, слуховом восприятии и многом другом. Как мы можем судить о том, что в его голове, если не даем возможность себя выразить при помощи каких-то средств?
Невозможность коммуницировать привычным нам способом говорит только об одном: этот человек не может общаться… вербально. У нас абсолютно нет данных о его мышлении, памяти, воображении, слуховом восприятии и многом другом. Как мы можем судить о том, что в его голове, если не даем возможность себя выразить при помощи каких-то средств?
Наталья Заморова, специалист по АДК:
Есть случай из моей практики – Даша Соколова. Возможно, кто-то уже читал ее историю на нашем сайте. У Даши ДЦП, она не ходит, не сидит самостоятельно и во многом ей нужна поддержка других. Если встретиться с девочкой впервые, и при ней не окажется коммуникативных средств, то может сложиться неправильное впечатление о том, что ребенок очень ограничен.
Но когда у нее появляется средство общения, окружающие забывают о любых ограничениях. Даша может писать, читать, сочинять стихи и сказки, с удовольствием изучает английский язык, с помощью мамы передает записки на уроках, а на переменах одноклассники катают ее коляску, общаются и играют.
Недавно она окончила второй класс в общеобразовательной школе и единственная из всех ребят получила похвальный лист за обучение на одни «5». Да. Не сказав ни единого слова!
Есть вариация этого мифа, она звучит так: «Человек понимает ровно столько же, сколько может сказать при помощи устной речи».
Назовите вслух ваше любимое пирожное. Вы произнесли только его название, а в голове уже всплыл образ, цвет и запах, консистенция и текстура, ингредиенты, приятные воспоминания и, кажется, даже цель непременно купить его сегодня вечером. Значит ли это, что мы понимаем гораздо больше, чем произнесли? Определенно!
За каждым произнесённым словом стоит смысл, а он может состоять из огромного количества информации.
Если человек может сказать только одно слово, это не значит, что его знания на этом закончились.
Если человек не может использовать устную речь, это не значит, что он ничего не понимает.
Если человек не говорит, это не значит, что ему нечего сказать.
Назовите вслух ваше любимое пирожное. Вы произнесли только его название, а в голове уже всплыл образ, цвет и запах, консистенция и текстура, ингредиенты, приятные воспоминания и, кажется, даже цель непременно купить его сегодня вечером. Значит ли это, что мы понимаем гораздо больше, чем произнесли? Определенно!
За каждым произнесённым словом стоит смысл, а он может состоять из огромного количества информации.
Если человек может сказать только одно слово, это не значит, что его знания на этом закончились.
Если человек не может использовать устную речь, это не значит, что он ничего не понимает.
Если человек не говорит, это не значит, что ему нечего сказать.
Читайте также: