Мальчик с тяжелыми множественными нарушениями. Двигательные ограничения. Сильное снижение зрения, видит только светотень. Нельзя было до конца определить, есть ли намеренная коммуникация. Возможно ли общение? Случай из практики разбирает Наталья Заморова, специалист по АДК:
Точка А
Айгуль (мама мальчика) обратилась к нам за консультацией, в рамках проекта «Время АДК» в декабре 2022 года. У семьи на тот момент уже был опыт, так скажем, борьбы с учреждениями и поиска специалистов. Наши мамы довольно часто сталкиваются с предвзятым отношением к их детям, и здесь важно найти внимательного, чуткого специалиста, который подберет нужный ключик.
Ситуация непростая: мы работаем с ребёнком с ТМНР, одновременно имеющим РАС, нарушения опорно-двигательного аппарата, отсутствие вербальной коммуникации и снижение зрения, причём очень значительное.
Ситуация непростая: мы работаем с ребёнком с ТМНР, одновременно имеющим РАС, нарушения опорно-двигательного аппарата, отсутствие вербальной коммуникации и снижение зрения, причём очень значительное.
Заслуга мамы
Наша ситуация – это тот редкий случай, когда всего одна консультация может изменить жизнь ребёнка и всей семьи. У мамы была готовность учиться, слышать своего ребенка и подстраиваться под него.
Мы вместе выявили сильные стороны мальчика, я посоветовала, как адаптировать среду, какие бесплатные материалы по теории АДК прочитать у нас на сайте. Мама стала постоянной слушательницей вебинаров, активисткой нашего родительского чата и Школы коммуникативного партнера. Для меня было приятным известием, что всё, о чем мы говорили на консультациях и в чате, Айгуль применила в жизни. У них есть символы, которые маркируют среду, а также объёмные символы и коммуникативные кнопки. А самое главное – мама пошла от ребёнка. Наблюдала, что ему подходит, и, опираясь на это, помогала сыну общаться всегда и везде.
Мы вместе выявили сильные стороны мальчика, я посоветовала, как адаптировать среду, какие бесплатные материалы по теории АДК прочитать у нас на сайте. Мама стала постоянной слушательницей вебинаров, активисткой нашего родительского чата и Школы коммуникативного партнера. Для меня было приятным известием, что всё, о чем мы говорили на консультациях и в чате, Айгуль применила в жизни. У них есть символы, которые маркируют среду, а также объёмные символы и коммуникативные кнопки. А самое главное – мама пошла от ребёнка. Наблюдала, что ему подходит, и, опираясь на это, помогала сыну общаться всегда и везде.
Точка Б
Сейчас у человека гораздо больше ситуаций, которые он может обсудить. Базовые потребности закрыты, и у ребёнка есть средства, чтобы высказать своё недовольство, сделать выбор в каких-то моментах, строить свободную коммуникацию, поприветствовать кого-то, в чем-то поучаствовать.
Недавно, спустя почти 1.5 года после первой консультации, мы провели с мамой повторную консультацию, чтобы уточнить текущий коммуникативный уровень ребенка и разобрать возникшие вопросы. Сейчас однозначно можно сказать, что мальчик намеренно коммуницирует, активно использует символы и даже иногда, в некоторых ситуациях составляет фразы. До введения средств АДК у ребёнка не было способов заявить о себе своих потребностях и желаниях. А сейчас подросток может выразить всё это, обратиться к близким с просьбой или сообщением. Мама не остановилась на этом, сейчас она получает высшее образование и знает, что может помочь не только сыну, но и другим детям.
Материал подготовлен Натальей Заморовой, специалистом по АДК «Социальной школы Каритас» в рамках проекта «Ключ к общению» при поддержке фонда «Абсолют-Помощь» и фонда Президентских грантов.
Читайте также: