Вове 5 лет, у него ДЦП. До прихода к нам об альтернативной и дополнительной коммуникации Вовина мама не знала. Были трудности с пониманием друг друга, но оба хотели общаться и стремились к этому.
Точка А
Когда Вова впервые к нам пришел, он очень испугался нового места. Так что мы не прошли дальше коридора – играли в прихожей на диване. Моя задача была показать, что я на стороне Вовы, что здесь, в Социальной школе Каритас, его поймут и к нему прислушаются.
Мы с удовольствием поиграли в машинки, но через какое-то время он указал маме на куртку, что значило «пора домой». Мы спокойно это озвучили, они собрались и уехали. Со второй консультацией уже все было гораздо лучше!
Мы с удовольствием поиграли в машинки, но через какое-то время он указал маме на куртку, что значило «пора домой». Мы спокойно это озвучили, они собрались и уехали. Со второй консультацией уже все было гораздо лучше!
Вова с мамой очень хотели общаться, поэтому символы у них пошли поразительно быстро. Здесь также важно упомянуть, что мы опираемся на систему тотальной коммуникации, то есть человек использует жесты, символы, слова, мимику, интонацию, письменную речь, предметы и т.д. В разных ситуациях Вова может пользоваться разными средствами АДК. Например, на улице удобнее показать жест, но если этого не хватает – в ход идут символы.
Мама много моделировала, и это было просто волшебно. Моделирование настолько дошло до автоматизма, что, общаясь с кем-то из взрослых, она по привычке дублировала слова жестами!
Первыми сигналами, что мы идём правильно, были моменты, когда у Вовы с мамой получалось договориться. Раньше у них всегда была трудность с тем, чтобы, например, уйти с площадки домой.
Но когда появились жесты и символы, Вова смог ей сказать, что хочет еще чуть-чуть погулять и потом пойти. В этот раз они не обижались, не раздражались, а смогли обсудить ситуацию и прийти к «общему знаменателю».
Первыми сигналами, что мы идём правильно, были моменты, когда у Вовы с мамой получалось договориться. Раньше у них всегда была трудность с тем, чтобы, например, уйти с площадки домой.
Но когда появились жесты и символы, Вова смог ей сказать, что хочет еще чуть-чуть погулять и потом пойти. В этот раз они не обижались, не раздражались, а смогли обсудить ситуацию и прийти к «общему знаменателю».
Точка Б
Курс сопровождения завершен после трех месяцев еженедельных консультаций. Сейчас Вова активно использует и жесты, и символы. Мы составили для него коммуникативную книгу и находимся на этапе ее адаптации.
Вова сам строит фразы и предложения, задает вопросы. У него только в базовом словаре содержится 70 символов, но есть еще жесты и ситуативные таблицы.
Благодаря стараниям близких (мамы, папы и брата) у Вовы есть возможность поговорить о важных для него вещах: прочитанной книге, интересном мультике, поездке в театр или о планах на день.
Вова сам строит фразы и предложения, задает вопросы. У него только в базовом словаре содержится 70 символов, но есть еще жесты и ситуативные таблицы.
Благодаря стараниям близких (мамы, папы и брата) у Вовы есть возможность поговорить о важных для него вещах: прочитанной книге, интересном мультике, поездке в театр или о планах на день.
Вполне вероятно, что через какое-то время мы будем думать о планшете, то есть о коммуникативной программе, потому что у Вовы обширный словарный запас. А значит языковые и коммуникативные навыки Вовы очень быстро развиваются!
Реализовано с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»
Читайте другие кейсы наших преподавателей: