Эта история из практики – мечта каждого специалиста. Она включает в себя довольно быстрый и качественный результат, а также развеивает мифы об альтернативной коммуникации. Кроме того – идеально демонстрирует, как должна сложиться работа с родителями. Обо всем по порядку расскажет Наталья Заморова.
Точка А: Семье не рекомендовали обращаться к АДК
Ирина, мама Ильи, и до наших консультаций хорошо понимала своего сына, подстраивалась, помогала ему, сама придумывала жесты, искала готовые. Но в то же время прекрасно осознавала, что этого мало. Маме хотелось, чтобы все могли общаться с Ильей.
На момент обращения мальчику было два с половиной года. Дизартрические нарушения, говорит лишь несколько слов, зато какое желание коммуницировать! Илья мечтал общаться, пытался наладить взаимоотношения с окружающими, но его не всегда могли понять. Один из специалистов запретил семье обращаться к альтернативной коммуникации, в частности к жестам (ведь так ребенок якобы никогда не заговорит!), но наша ищущая мама его не послушала и пришла к нам.
На момент обращения мальчику было два с половиной года. Дизартрические нарушения, говорит лишь несколько слов, зато какое желание коммуницировать! Илья мечтал общаться, пытался наладить взаимоотношения с окружающими, но его не всегда могли понять. Один из специалистов запретил семье обращаться к альтернативной коммуникации, в частности к жестам (ведь так ребенок якобы никогда не заговорит!), но наша ищущая мама его не послушала и пришла к нам.
Когда мама и специалист – одна команда
Первое, что мы говорим на консультации: тотальная коммуникация – наше всё.
Мультимодальная (тотальная) коммуникация – это одна из стратегий, когда человек использует не один способ коммуникации, а все, какие ему доступны. Люди, использующие АДК для общения, могут вокализировать, произносить отдельные слова, обозначать жестами простые просьбы, показывать фотографии, предметы и многое другое.
Илье нужно было просто помочь сделать так, чтобы его способ общения стал понятен другим людям. Было решено использовать жесты, так как на тот момент это был самый доступный, понятный способ с активно растущим словарём. За месяц у Ильи появилось порядка восьмидесяти новых жестов, которые охватывали уже не только базовый словарь, но и какие-то узкие темы: машины, животных, птиц.
Видя интерес мальчика и его возможности, мы параллельно стали вводить графические символы. И постепенно жесты стали отходить на второй план.
Иногда родитель хочет мгновенного результата при небольших усилиях. Здесь мама понимала, что их ждет большой труд, рутина и изменение своих привычек, ведь освоение АДК – это изучение нового языка как для малыша, так и для родителя. Ирина, мама мальчика, много обучалась и стала уже сама творить и придумать что-то свое. Благодаря такому подходу семье удалось внедрить АДК в большую часть их жизни.
Я не знаю, все ли дети этого возраста ведут настолько насыщенную коммуникацией жизнь. В три с половиной года Илья легко общается с помощью АДК на любую тему, имеет личный дневник, который они с мамой регулярно заполняют (4-7 записей в неделю). С помощью графических символов и рисунков они записывают самое интересное, что с ними произошло. У ребенка есть и читательский дневник, где он отмечает свои впечатления от книги. Ребёнок начал сам придумывать символы. Он использует АДК везде и всегда. Его жизнь полна впечатлений и интересных событий и возможностей обсудить всё это.
Видя интерес мальчика и его возможности, мы параллельно стали вводить графические символы. И постепенно жесты стали отходить на второй план.
Иногда родитель хочет мгновенного результата при небольших усилиях. Здесь мама понимала, что их ждет большой труд, рутина и изменение своих привычек, ведь освоение АДК – это изучение нового языка как для малыша, так и для родителя. Ирина, мама мальчика, много обучалась и стала уже сама творить и придумать что-то свое. Благодаря такому подходу семье удалось внедрить АДК в большую часть их жизни.
Я не знаю, все ли дети этого возраста ведут настолько насыщенную коммуникацией жизнь. В три с половиной года Илья легко общается с помощью АДК на любую тему, имеет личный дневник, который они с мамой регулярно заполняют (4-7 записей в неделю). С помощью графических символов и рисунков они записывают самое интересное, что с ними произошло. У ребенка есть и читательский дневник, где он отмечает свои впечатления от книги. Ребёнок начал сам придумывать символы. Он использует АДК везде и всегда. Его жизнь полна впечатлений и интересных событий и возможностей обсудить всё это.
Развеиваем мифы
Миф №1. АДК тормозит речь
Это распространенное заблуждение, в которое верят даже некоторые дипломированные специалисты. Наш Илья – живое опровержение мифа. На данный момент мальчик уже может говорить вербально. У него уже есть качественно звучащие и довольно сложные слова.
Сейчас ребенок вербально может поприветствовать и попрощаться, назвать свои игрушки, рассказать о любимых занятиях и книгах.
Сейчас ребенок вербально может поприветствовать и попрощаться, назвать свои игрушки, рассказать о любимых занятиях и книгах.
Миф №2. Обращаться за помощью нужно после 5-летия ребенка
И вновь случай из практики развеивает миф. Мы видим: чем раньше начать, тем дальше человек продвинется. Но самое главное – у ребенка уже сейчас полноценная коммуникация. Это то, о чем мечтают все родители детей с какой-либо коммуникативной проблемой – чтобы маленький человек жил полной жизнью.
Миф №3. Ребенок с дизартрией уже никогда не станет «нормальным»
Как бы поздно речь ни появилась, у таких ребят большие шансы в дальнейшем компенсировать все недостатки настолько, что никто не догадается о проблемах в детстве. В том возрасте, когда нормотипичные дети размеренно набирают свой словарный запас, к ребятам с дизартрией прикладывается такое количество усилий и внимания, что в дальнейшем они иногда становятся настоящими профессионалами коммуникации: дикторами, журналистами, актерами, писателями. Это довольно известная история.
Точка Б
У Ильи улучшились взаимоотношения внутри семьи. Теперь он легко общается с папой, ближайшими друзьями, с ребятами в саду. И, более того, есть ситуации спонтанного общения: на нашем мастер-классе он легко нашел общий язык с неговорящей девочкой. Используя одно коммуникативное средство на двоих, дети общались и играли около часа.
Диагностика показывает, что у Ильи уже сложился язык во всех коммуникативных проявлениях, которые только бывают. Он может общаться, свободно составлять фразы на любые темы, задавать вопросы, отвечать на них, комментировать.
Недавно Илюша сделал то, о чем мы с его мамой могли только мечтать. Неговорящий мальчик стал придумывать слова, как это делают все дети его возраста! А ведь когда семья только обратилась к нам, у ребенка был неполный третий уровень по Матрице коммуникации, несмотря на наличие небольшого объёма жестов, отдельные предметные символы и слова, теперь же, спустя год сопровождения, он находится на седьмом (последнем) уровне коммуникации – уровне языка.
Диагностика показывает, что у Ильи уже сложился язык во всех коммуникативных проявлениях, которые только бывают. Он может общаться, свободно составлять фразы на любые темы, задавать вопросы, отвечать на них, комментировать.
Недавно Илюша сделал то, о чем мы с его мамой могли только мечтать. Неговорящий мальчик стал придумывать слова, как это делают все дети его возраста! А ведь когда семья только обратилась к нам, у ребенка был неполный третий уровень по Матрице коммуникации, несмотря на наличие небольшого объёма жестов, отдельные предметные символы и слова, теперь же, спустя год сопровождения, он находится на седьмом (последнем) уровне коммуникации – уровне языка.
Что дальше?
В наших планах — поддерживать Илью до тех пор, пока ему будет необходима дополнительная коммуникация. Сейчас мы развиваем его язык с точки зрения фразы, грамматики, свободного использования в речи, насколько это возможно в силу его возраста и интересов. Нам важно охватить как можно больше ситуаций: игры с другими детьми, мероприятия, поход в гости и поездка на дачу, посещение библиотеки, музея и других мест. Цель – расширение словарного запаса ребенка, развитие языка соответственно возрастным требованиям. Когда мальчик начнет говорить, его потенциал сможет реализоваться в полном объеме.
Материал подготовлен Натальей Заморовой, специалистом по АДК «Социальной школы Каритас», в рамках проекта «Ключ к общению» при поддержке фонда «Абсолют-Помощь» и фонда Президентских грантов.
Ежегодно мы помогаем более 200 семьям понять и услышать своих детей. «Социальная школа Каритас» работает благодаря грантам и пожертвованиям . Помогайте вместе с нами, чтобы школа могла строить планы на будущее, а семьи – получать доступную помощь и менять жизни к лучшему.
Отправить разовое пожертвование
Подписаться на ежемесячное пожертвование
Читайте также: