Эти стратегии взаимодействия основаны на приемах отзывчивого общения обычных способах общения взрослых с новорожденными.
Что делает взрослый и как он это делает?
Что делает взрослый и как он это делает?
- У взрослого нет цели или предопределенного результата, ради которого он работает.
- Взрослый не управляет взаимодействием и не ведет его.
- Взрослый склонен сдерживать свои поведенческие проявления, ждать и наблюдать за тем, что сделает младенец. Таким образом, общение включает много пауз, когда взрослый наблюдает и ждет, а младенец находится во главе активности.
- Когда ребенок что-то делает, взрослый отвечает или включается в активность ребенка.
- Ответами взрослого могут быть выражение радости (голосом или языком тела), восторг на лице, уместные комментарии и т. д.
- Наиболее частая ответная реакция взрослого — это имитация / копирование, присоединение, повторение того действия, которое только что сделал ребенок.
- Если появляется «хороший момент», взрослый может попытаться продлить его и продолжить действие, возможно, путем повторения.
- Конечно, такое взаимодействие может включать частый и/ или непрерывный физический контакт, и этот канал коммуникации крайне важен для младенца.
Для младенца (как и для ребенка с особенностями развития) существует три преимущества подобного стиля взаимодействия взрослого:
1. Подходящий ритм активности: младенец может его выдержать. В сущности, это собственный ритм младенца, так как он более или менее руководит процессом.
2. Младенец понимает содержание активности — так как он сам создает большую часть ее содержания.
3. Поведение взрослого простое — взрослый делает так много имитаций, присоединения, что ведёт себя скорее как младенец, чем как «сложный» взрослый.
1. Подходящий ритм активности: младенец может его выдержать. В сущности, это собственный ритм младенца, так как он более или менее руководит процессом.
2. Младенец понимает содержание активности — так как он сам создает большую часть ее содержания.
3. Поведение взрослого простое — взрослый делает так много имитаций, присоединения, что ведёт себя скорее как младенец, чем как «сложный» взрослый.
Если вы раньше не встречались с подобным анализом взаимодействия «взрослый – младенец», показался ли он вам знакомым? У большинства людей в ходе чтения проявляется реакция вроде: «О, да, на самом деле, я это знал, просто не вполне осознавал». Большинство из нас ведут себя с младенцем таким образом, не имея оформленной мысли: «Сейчас я должен сдержаться, подождать его реакции... и тогда… Да, он сделал что-то, так что теперь я сымитирую его действие». Так же как и большую часть личного общения с другими, ы делаем это неосознанно. Однако в интенсивном взаимодействии мы во многом можем делать что-то похожее, но более осознанно и c определенной целью. На основе этих принципов мы можем выстроить тактику коммуникации.
Метод интенсивного взаимодействия помогает человеку развить все коммуникативные способности, удовлетворить базовые потребности — и прежде всего, удовлетворить глубинную человеческую нужду в общении и в том, чтобы быть социальным.
Метод интенсивного взаимодействия помогает человеку развить все коммуникативные способности, удовлетворить базовые потребности — и прежде всего, удовлетворить глубинную человеческую нужду в общении и в том, чтобы быть социальным.
Всё об этом подходе можно узнать из пособия Дэйва Хьюэтта. «Интенсивное Взаимодействие. Руководство» охватывает как теорию и историю концепции, так и практические вопросы: с чего начать и как продолжить? где проводить занятия? как записывать сессии? как фиксировать изменения? как работать в команде? Подробности в нашем каталоге изданий .
Смотрите также