Новости и анонсы

Ирина Морозова: «Обычно, как говорят, если ребенок начал говорить, значит начал. У нас – нет. У нас “начал говорить” произошло только после жестов»

Стоит ли ждать, если ребенок не заговорил к году? Ирина Морозова, мама трехлетнего Ильи, рассказала, почему не стала ждать и как жесты, социальные истории и символы Альтернативной и Дополнительной Коммуникации (АДК) открыли её ребенку новые возможности.
– Как вы узнали об АДК и почему появилась такая потребность?

– С рождения Илья развивался более-менее нормотипично, с 8 месяцев мы поняли, что он не лепечет. Начались медикаментозные поддержки, а дальше к 1 году он не заговорил, как полагается. От врачей мы слышали: «нормально, ждем», «мальчики ленивые», «глазки-то умные, все будет хорошо». И я решила подождать еще немного, но в 1.3 года чуда не случилось. Тогда я начала активные действия – поход по врачам и мы узнаем, что при родах действительно была гипоксия, и всё это последствия гипоксии. Нужна реабилитация, поддержка – мы начинаем обращаться в различные центры (пока об АДК речи не шло). У Ильи речевые, моторные нарушения – слабые мышцы, в том числе речевые, ему сложно жевать твердую и жесткую пищу. Руки, ноги намного слабее. Есть и сенсорные нарушения – гипочувствительность, он как бы слабо ощущает свое тело. Зрительная и слуховая система тоже от этого страдают.

К полутора годам Илья начал понимать обращенную речь, но к двум годам всё еще не говорил. В 2.4 появились первые слова – их было 4. На одной из реабилитаций логопед начала показывать какие-то жесты, и я понимаю, что мой ребенок начинает схватывать. Влёт! Но где и как подбирать жесты – не знаю. Той же осенью мы перешли из детского сада в службу ранней помощи, где встречаем прекрасного дефектолога. Она начинает подсказывать, где искать информацию, мы вводим жесты. Ребенок схватывает легко, а почему? Да потому что желание общаться – ваго-о-он! Он всё понимает, у него сохранный интеллект, он хочет, но не может. Тогда же я увидела пост в одной из групп, что можно пройти бесплатную консультацию по альтернативной коммуникации в «Социальной школе Каритас». После первой же встречи с Натальей Михайловной Заморовой мне как будто дали зеленый свет – я поняла, как это делать, где брать жесты. Как только Илья понял, что мама его понимает – все пошло. Сейчас он даже сам жесты придумывает, а я гадаю, что он имеет в виду (смеется).
– Как изменилось ваше общение с вводом жестов?

– Буквально за два месяца усиленной работы – мы и вводили жесты, ходили на занятия, прошли курс медикаментозной поддержки – в феврале пошла речь. Конечно, это были отдельные слоги, словоподобные звуки, например, «домой» – «ой». Попробуй пойми, что это такое за «ой»? А когда он вместе с этим показывает жест «домой», я всё понимаю. Сейчас у нас небольшая база жестов – около 70-ти слов, но этого хватает для жизни. А если чего-то не хватает, то я добавляю. Либо он сам придумывает! Вот недавно «вертолет» сам придумал (смеется). Ребенок очень много вокализирует – ему надо это «выплеснуть» – и жесты, и мимику использует, и интонацию. До жестов мы не могли перепрыгнуть этап 4-5 слов. Обычно, как говорят, «если ребенок начал говорить, значит начал». У нас – нет. У нас «начал говорить» произошло только после жестов.
– Как графические символы АДК помогают вам в общении?

– Мы обратились в один из логопедических центров, и так его впечатлили занятия там, что пришлось уже думать, как ребенку донести, что мы будем ходить туда не каждый день? Я уже на тот момент знала о визуальных расписаниях, посоветовалась с дефектологом в службе ранней помощи и с Натальей Михайловной – мы начали с отдельных символов, потом выстраивали один день, потом до трёх дней дошли, потом к целой неделе. Конечно, я обозначаю только знаковые моменты: поход в садик, в центр и так далее. Стараемся каждое утро проговаривать, какой у нас день недели, куда мы идем, что надеваем. Илье, как и каждому ребенку, конечно со временем надоедает. По началу у него много впечатлений, и карточки он сам подсовывает, и меня за руку подводит, но постепенно интерес падает. Сначала у нас были были разноцветные браслеты по дням недели (пока Илья не отказался их надевать). Потом были разноцветные вагончики на каждый день, теперь мы сажаем в эти вагоны разноцветных пассажиров (пассажиры у нас – герои-мультиков). Сейчас у нас есть несколько коммуникативных книг, он любит их листать, иногда может подойти показать на какую-то карточку. Например, он был в восторге от символа «ходить по лужам».
– Мы пробовали составлять социальные истории – потому что всё, что связано с медициной, конечно идёт непросто. Уколы, посещения врача, больницы. За неделю до очередной прививки я распечатала символы с врачом, укольчиком. Я ему рассказывала, показывала, и даже когда мы уже были в кабинете, я ему прямо там на небольшом планшете выстраивала последовательность, что будет: сейчас – «укольчик», потом – «ням-ням». И он довольно мужественно всё вытерпел. Мы сразу пошли, купили вкусняшку и сели ждать. Я ему опять показываю – сейчас «ждать». И сначала всё было хорошо, но одна из двух прививок дала тяжелую реакцию – его рука распухла до локтя. Несколько дней у него была распухшая рука, он не мог не двигать, не играть нормально – и он это запомнил. Поэтому теперь даже с моими объяснениями поход к врачу остается непростым мероприятием. Тем не менее, я всегда говорю, зачем и куды мы идем. Если там будет больно – я анонсирую, если будет укол – я анонсирую. Да, он кричит сейчас, но для него это уже не внезапность. На перспективу он поймет, что надо немного потерпеть и всё пройдет. У нас есть символ «поликлиника» – это значит, что укольчика не будет. Я так и показываю: «врач» – будет, «укольчика» – не будет!
– Какие цели в Альтернативной и Дополнительной Коммуникации есть сейчас?

– Во-первых, социальные истории. У Ильи много что вызывает аллергию, хочется ему на примере социстории объяснить, почему ему нельзя есть определенные продукты. Те же самые истории – как вести себя на улице. Потому что он до сих пор еще убегает, может выбежать на дорогу. Сейчас он уже на том этапе, когда схватывает символы – мне достаточно показать, объяснить, и ему будет понятнее. Конечно, в целях расширение словаря, поддержка. АДК ведь можно вводить в жизнь через игры. Например, у нас есть в книжке «автобус» и «троллейбус», и пока мы ждем транспорт, он угадывает, кто подъезжает. Сравнивает: «ага, у этого нет усов, а у этого есть». Я каждый день для себя открываю новые возможности, где и как эти карточки можно применять. Дома, в больнице, на улице и других местах.
– Что бы вы посоветовали родителям, чьи дети не могут использовать речь и нуждаются в АДК?

– Если вы только задумываетесь, есть ли проблема – сходите на консультацию к специалисту. Лучше сходить, спросить 10 раз и убедиться. Сейчас много консультаций онлайн – не обязательно брать ребенка с собой, не бойтесь спрашивать. АДК – это не какая-то особенность, этого тоже не стоит бояться. Однажды я даже от специалистов слышала: «зачем вы ввели жесты? это же для аутистов» или «рано вы жесты ввели, я бы год еще подождала». А для чего? Чтобы ребенок еще год страдал и рос без возможности выразить себя? Я на своем примере вижу, что жесты оказали только положительный эффект. Илье действительно помогла АДК – у нас ушли многие поведенческие проблемы, улучшилось понимание речи. Теперь я лучше понимаю своего ребенка. Раньше Илья просился открыть шкаф (там у нас лежали краски, пластилин, раскраски) – я не понимала, что конкретно он хотел. После введения жестов, он мне спокойно показывал: «я хочу лепить» или «я хочу красить». И это было классно! Пластилин – сложное слово, он не может его еще сказать, но может показать жестом. АДК дает такую возможность! Поэтому слушайте, прежде всего, свое сердце и своего ребенка – что ему нужно и что откликается.
«Социальная школа Каритас» бесплатно помогает каждой семье, которая нуждается в помощи и поддержке специалиста по АДК. Чтобы школа могла существовать и оказывать системную и доступную помощь, нам нужна ваша поддержка. Даже небольшое, но регулярное пожертвование, поможет нам обеспечить работу и поменять жизни сотен семей. Поддержите нас сегодня!

Помочь любой суммой


Смотрите также другие интервью наших семей


Проект реализуется победителем проекта "Точка опоры" благотворительной программы "Эффективная филантропия" Благотворительного фонда Владимира Потанина.
2023-04-27 11:59 Материалы новости для родителей Центр АДК ФП Интервью