Продолжаем знакомить вас с историями пользователей Альтернативной и Дополнительной Коммуникации. Ирина Чуприна, мама семилетнего Дани, рассказала, как АДК помогла им понять друг друга и какие цели в общении они ставят сейчас.
Первые жесты
Дане 7 лет, у него РАС и он не говорит. В каждодневной жизни мы постоянно пытались коммуницировать с Даней, но это была «игра в одни ворота» – я говорила, объясняла, жестикулировала, а он интуитивно пытался догадаться, что я от него хочу. Сложнее было с ситуациями, в которых он должен объяснить мне свои потребности. Например, что хочет в туалет или пить. К этому моменту, с большим трудом, Даня освоил указательный жест, затем жест «дай» и у меня возникла мысль о том, что нужно продолжить осваивать жесты. Я стала искать информацию о способах коммуникации глухонемых людей и адаптировать жесты под наши возможности и запросы. Мой 12-ти летний сын Никита, подхватил жестовое общение как игру. Ему было интересно следить за реакцией Дани, когда мы между собой использовали жестовую речь. Именно тогда мы увидели его искреннюю заинтересованность. Это очень воодушевило нас, и мы стали дублировать слова жестами в нашей повседневной жизни. Даня постепенно стал понимать и подключаться. Это было настоящим счастьем, ведь он не понимает обращенную речь, очень долго не реагировал на свое имя, музыку и вообще на весь мир звуков вокруг него. Самое страшное, что даже в ситуациях потенциальной опасности, будь то лай собаки или сигнал машины, реакции не было совсем. Вот так, из игры с братом, это выросло в отдельную культуру общения в семье, в которую вовлечен Даня. Он уже не чувствует себя в стороне, он полноценный участник общения.
Шаги в АДК
О социальной школе и АДК я узнала от знакомых и сразу написала, мне ответила Мария Горбачева. Какое-то время мы общались онлайн, потом начались очные встречи. Так Маша стала нашим куратором. И это было важным для меня событием. Когда ты сама идешь в темноте, наощупь, интуитивно, отслеживая реакции ребенка – это тоже путь, но это медленно, потому что каждый раз ты изобретаешь велосипед. А тут появился человек, который четко знает как выстроен этот механизм и как его адаптировать именно под моего ребенка. Очные консультации оказались очень важными, я увидела и поняла «правила игры» – когда и как применять жесты, символы, в какой последовательности и логике, сколько времени давать ребенку на понимание. Сейчас много источников информации, но когда ты просто читаешь о коммуникации, то иногда складывается впечатление, что изучаешь сухой, безэмоциональный язык. На очных встречах, когда ты прикасаешься к этому общению, знания оживают, окрашиваются эмоциями и наполняются счастьем. И все уже не кажется таким сложным, и ты опять чувствуешь, что у тебя есть силы и желание двигаться дальше.
Даня стал меня понимать
Сейчас, если мы куда-то едем, берем с собой визуальные подсказки – я показываю Дане с помощью символов, что сейчас мы выйдем из дома, спустимся в метро, немного пройдем пешком и нас встретит Маша, ты будешь с ней играть. На каждом этапе смотрим на подсказку. У Дани появилась ясность куда мы идем и зачем. Однажды, мы вышли из метро, я сказала, что дальше идем к Маше - он показал мне жест «отлично» и улыбнулся во весь рот. А раньше ребенок просто топал за мной, куда я, туда и он, часто со слезами. Сейчас он стал полноправным участником нашего большого путешествия на метро, на машине. И вот здесь возникает та самая коммуникация, когда он заглядывает осознанно мне в глаза, потому что теперь он действительно со мной, теперь он понимает, что вокруг него и что будет дальше.
О будущем
В ближайшее время мы хотим вместе с Марией разработать для Дани персональный словарь и глагольную коммуникативную доску, которую он будет носить с собой. Сейчас я понимаю – главное, чтобы Даня научился себя выражать, заявлять о своих чувствах и желаниях. Я мечтаю, чтобы жесты и визуальная поддержка были промежуточным звеном к появлению речи. Я не теряю надежды, что Даня заговорит. Но даже, если этого не произойдет, у нас есть шанс дать будущее, в котором он сможет быть осознанным и полноценным участником общения, социума и того, что происходит вокруг него. Главное – он сможет влиять на то, что будет происходить вокруг него.
«Социальная школа Каритас» бесплатно помогает каждой семье, которая нуждается в помощи и поддержке специалиста по АДК. Чтобы школа могла существовать и оказывать системную и доступную помощь, нам нужна ваша поддержка. Даже небольшое, но регулярное пожертвование, поможет нам обеспечить работу и поменять жизни сотен семей. Поддержите нас сегодня!
Смотрите также
Ольга Харитонова: «И вдруг мы поняли, что наш ребенок может, знает и понимает гораздо больше, чем мы понимаем его»
Анна Шабанова: «Я уважаю решение Алисы отказаться от чего-то, сказать «нет». Она стала чувствовать себя более уверенной и самостоятельной»
Юлия Николенко: «Иногда у меня опускались руки, но теперь я знаю – АДК начинается с терпения и любви»
Анна Шабанова: «Я уважаю решение Алисы отказаться от чего-то, сказать «нет». Она стала чувствовать себя более уверенной и самостоятельной»
Юлия Николенко: «Иногда у меня опускались руки, но теперь я знаю – АДК начинается с терпения и любви»
Интервью подготовлено «Социальной школой Каритас» в рамках проекта «Центр АДК». Проект реализуется победителями конкурса «Точка опоры» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.