Алисе 11 лет, у нее РАС. Два года назад мы говорили с её мамой о знакомстве с Альтернативной и Дополнительной Коммуникацией. Сегодня мы встретились снова, чтобы узнать, что изменилось за это время.
— Анна, удается ли Алисе совмещать устную речь и АДК?
— Да, сейчас общение Алисы — это жесты, речь и символы. Первые слова у нее были почти в 3 года, потом появлялись новые, но предыдущие не использовались. С 5 лет мы начали вводить АДК. Алиса ходила с набором символов в садик и дома активно ими пользовалась. АДК мы не оставляли, даже когда некоторые специалисты пугали меня, что Алиса перестанет говорить, если использовать карточки. Сейчас в школе с преподавателями и одноклассниками она общается чаще с помощью жестов и отдельных слов. С АДК нам хорошо помогает школьный дефектолог, дома с близкими Алиса общается с помощью символов, слов и жестов. Но я вижу, что этого уровня недостаточно, она растет и ей нужно больше возможностей, чтобы выражать себя.
— В чем были сложности с АДК?
— В отсутствии системности. Я много читала про альтернативную коммуникацию, но именно системное понимание, как и что делать я получила только после курса для родителей «Свобода общения», который прошла в 2022 году. Знания дают уверенность. Позволяют действовать не по наитию, а структурно. Когда знаешь, как и куда двигаться — все становится на свои места. Если бы он попался мне раньше — мы бы избежали многих ошибок. Например, возможность отказаться, показать «не хочу» с помощью карточек нелегко давалась Алисе и я не настаивала. Теперь вижу важность этого навыка и его влияние на самостоятельность.
— Что изменилось после курса «Свобода общения»?
— Изменился мой взгляд на общение с дочерью — оно стало более взрослым, осознанным, разнообразным. В курсе есть раздел «Предполагать компетенции» ребенка. Это о том, что ребенок понимает гораздо больше, чем может показать и родитель должен это учитывать. Я теперь стараюсь говорить с ней, как с 11-летней девочкой, на интересные Алисе темы, и вижу, что именно так и зарождается диалог. Я уважаю решение Алисы отказаться от чего-то, сказать «нет». Она стала чувствовать себя более уверенной и самостоятельной. Еще меня очень впечатлило видео с Ульяной Федосовой, где виден огромный коммуникативный прогресс девочки, которой сейчас 19 лет. Всем родителям советую посмотреть.
— Как сейчас вы используете АДК?
— Для нас важным шагом стало введение ЁЖЕ-дневника. Мы его заполняем и Алиса понимает, что было вчера, что будет сегодня, что завтра. Подробно прописываем, вклеиваем символы, добавляем фотографии обязательных действий и пожелания Алисы. Это действительно хороший инструмент, который помогает ей осознавать время и ориентироваться в нем. Дома Алиса использует слова-подсказки, расклеенные на холодильнике (меню), на двери ванной комнаты (действия в ванной), в ее комнате. Также она использует карточки с символами, планшет, может подойти и включить предложение из мультика, которое соответствует ее желаниям. За два года обучения в школе Алиса очень повзрослела, начала комментировать, задавать вопросы — проявлять инициативу в общении. Сейчас Алиса осваивает коммуникатор на планшете, т.к. накопился большой словарь и только символов недостаточно, уже физически сложно все носить с собой, а возможность спросить, обратиться с просьбой или прокомментировать должна быть всегда. По нашему опыту я вижу, что это правильно — использовать все коммуникативные возможности ребенка, откликаться на любую попытку общения со его стороны: жест, мимика, символ и пр.
— Каким вы видите свой дальнейший путь с АДК?
— Мы раньше чаще использовали ситуативный словарь, сейчас надо больше вводить базовый, чтобы он всегда был у нее под рукой. В ближайшее время хочу попасть на консультацию к специалистам СШК, чтобы продумать стратегию и учесть все особенности Алисы. Главное, что я понимаю сейчас — это работает и помогает ей.
— Да, сейчас общение Алисы — это жесты, речь и символы. Первые слова у нее были почти в 3 года, потом появлялись новые, но предыдущие не использовались. С 5 лет мы начали вводить АДК. Алиса ходила с набором символов в садик и дома активно ими пользовалась. АДК мы не оставляли, даже когда некоторые специалисты пугали меня, что Алиса перестанет говорить, если использовать карточки. Сейчас в школе с преподавателями и одноклассниками она общается чаще с помощью жестов и отдельных слов. С АДК нам хорошо помогает школьный дефектолог, дома с близкими Алиса общается с помощью символов, слов и жестов. Но я вижу, что этого уровня недостаточно, она растет и ей нужно больше возможностей, чтобы выражать себя.
— В чем были сложности с АДК?
— В отсутствии системности. Я много читала про альтернативную коммуникацию, но именно системное понимание, как и что делать я получила только после курса для родителей «Свобода общения», который прошла в 2022 году. Знания дают уверенность. Позволяют действовать не по наитию, а структурно. Когда знаешь, как и куда двигаться — все становится на свои места. Если бы он попался мне раньше — мы бы избежали многих ошибок. Например, возможность отказаться, показать «не хочу» с помощью карточек нелегко давалась Алисе и я не настаивала. Теперь вижу важность этого навыка и его влияние на самостоятельность.
— Что изменилось после курса «Свобода общения»?
— Изменился мой взгляд на общение с дочерью — оно стало более взрослым, осознанным, разнообразным. В курсе есть раздел «Предполагать компетенции» ребенка. Это о том, что ребенок понимает гораздо больше, чем может показать и родитель должен это учитывать. Я теперь стараюсь говорить с ней, как с 11-летней девочкой, на интересные Алисе темы, и вижу, что именно так и зарождается диалог. Я уважаю решение Алисы отказаться от чего-то, сказать «нет». Она стала чувствовать себя более уверенной и самостоятельной. Еще меня очень впечатлило видео с Ульяной Федосовой, где виден огромный коммуникативный прогресс девочки, которой сейчас 19 лет. Всем родителям советую посмотреть.
— Как сейчас вы используете АДК?
— Для нас важным шагом стало введение ЁЖЕ-дневника. Мы его заполняем и Алиса понимает, что было вчера, что будет сегодня, что завтра. Подробно прописываем, вклеиваем символы, добавляем фотографии обязательных действий и пожелания Алисы. Это действительно хороший инструмент, который помогает ей осознавать время и ориентироваться в нем. Дома Алиса использует слова-подсказки, расклеенные на холодильнике (меню), на двери ванной комнаты (действия в ванной), в ее комнате. Также она использует карточки с символами, планшет, может подойти и включить предложение из мультика, которое соответствует ее желаниям. За два года обучения в школе Алиса очень повзрослела, начала комментировать, задавать вопросы — проявлять инициативу в общении. Сейчас Алиса осваивает коммуникатор на планшете, т.к. накопился большой словарь и только символов недостаточно, уже физически сложно все носить с собой, а возможность спросить, обратиться с просьбой или прокомментировать должна быть всегда. По нашему опыту я вижу, что это правильно — использовать все коммуникативные возможности ребенка, откликаться на любую попытку общения со его стороны: жест, мимика, символ и пр.
— Каким вы видите свой дальнейший путь с АДК?
— Мы раньше чаще использовали ситуативный словарь, сейчас надо больше вводить базовый, чтобы он всегда был у нее под рукой. В ближайшее время хочу попасть на консультацию к специалистам СШК, чтобы продумать стратегию и учесть все особенности Алисы. Главное, что я понимаю сейчас — это работает и помогает ей.
Мы оказываем бесплатную помощь каждой семье, которая к нам обращается. Это было бы невозможным без поддержки неравнодушных людей среди вас. Сделать свой вклад в доброе дело может каждый – перечислите любую сумму сейчас, чтобы мы могли помочь семьям обрести возможность понять и услышать своих детей.
Помочь любой суммой
Смотрите также
Интервью специалиста: всё о бесплатных консультациях по АДК
«Свобода общения»: бесплатный ресурс знаний об Альтернативной и Дополнительной Коммуникации
Истории пользователей АДК. Юлия Николенко: «Иногда у меня опускались руки, но теперь я знаю – АДК начинается с терпения и любви»
«Свобода общения»: бесплатный ресурс знаний об Альтернативной и Дополнительной Коммуникации
Истории пользователей АДК. Юлия Николенко: «Иногда у меня опускались руки, но теперь я знаю – АДК начинается с терпения и любви»
Интервью подготовлено «Социальной школой Каритас» в рамках благотворительного проекта «Время АДК» при поддержке фонда «Абсолют-Помощь». Если вы хотите стать героем следующего интервью, напишите на почту pr@caritas-edu.ru.