Новости и анонсы

Что теряет специалист, когда не учитывает контекст отношений в семье и психическое здоровье ребенка? Рассказывает Рифкат Мухамедрахимов

Что мы понимаем под психическим здоровьем младенца, как эти знания помогают специалистам разного профиля в работе и почему прежде, чем учить чему-то, нужно «смотреть» глубже, рассказал профессор, доцент и заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии СПбГУ Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов.
– «Психическое здоровье ребенка в раннем и младенческом возрасте» – что это?

– Это, прежде всего, состояние, при котором ребенок развивает способность формировать близкие и безопасные отношения с родителями или заменяющим родителей близким взрослым. Это состояние, при котором ребенок испытывает, выражает, регулирует эмоции, исследует окружающий мир и учится в той мере, в которой позволяют его возможности в раннем возрасте. Несомненно, что становление психического здоровья связано во многом с тем контекстом, в котором развивается ребенок. С контекстом заботы, взаимодействия с родителями, с контекстом отношений в семье, более того, с культуральным контекстом и широким социальным окружением ребенка.

– Почему понимание всех аспектов психического здоровья важно для специалистов, которые работают с младенцами или ранним возрастом?

– Я бы задал вопрос профессионалу, работающему с младенцами и детьми раннего возраста в самых различных организациях – как он размышляет о ребенке? О ребенке, как отдельном субъекте? Без мамы, без папы, без семьи, вне контекста развития. Или он размышляет о ребенке, развивающимся в контексте: семьи, отношений с родителями и другими членами семьи. Сейчас это уже не является новым видением – конечно, мы рассматриваем развитие ребенка в семье, во взаимоотношениях с близкими, даже во младенческом возрасте. Семейноцентрированность, принятая в ранней помощи, это подчеркивает. Необходимо работать не только с ребенком, а с семьей в целом. И здесь чрезвычайно важно учитывать, что именно происходит между ребенком и членами семьи, в каких условиях развивается ребенок, что происходит между ним и мамой, как ребенок реагирует на состояние мамы, насколько чувствительна мама к сигналам ребенка, насколько она учитывает и видит потребности ребенка. Развития, становления личности и психического здоровья ребенка попросту не происходит вне контекста.

– Что теряет специалист, когда не учитывает контекст отношений и психическое здоровье ребенка?

– Если мы рассматриваем ребенка вне контекста взаимоотношений с семьей и более широким социальным кругом, то очень многое теряем. Мы можем уйти в сторону сугубо, например, познавательного развития, не понимая и не учитывая того, что это познавательное развитие в раннем и младенческом возрасте непосредственно связано с тем, что происходит между мамой и ребенком. Поскольку мама и есть объект познания для ребенка. Или, например, если профессионал нацелен сугубо на двигательное развитие, тогда как возможности и способности ребенка понимать пространство движения, понимать окружение, иметь мотивацию к изучению этого всего, напрямую связано с тем состоянием, в котором находится мама. Если это не учитывать, работа специалиста в области развития движений будет невозможна или крайне ограничена. Она будет скорее биологической, медицинской направленности, но не учитывающая контекст развития личности ребенка, что, с моей точки зрения, является наиболее важным. Вот почему тем коллегам и тем профессионалам, которые работают с детьми младенческого и раннего возраста, вне зависимости от того, в какой организации, очень важно учитывать центральную область становления ребенка – область, связанную с эмоциональным, социальным, отношенческим – психическое здоровье.

– Как представление о психическом здоровье ребенка помогает специалисту в работе?

– Давайте представим, что профессионал работает, а мама находится где-нибудь в другой комнате, или рядом, но абсолютно не принимает участия. Где здесь учитывание того, что младенец развивается во взаимодействии с близким человеком? Понимаем ли мы, что ребенок в отсутствие близкого человека рядом находится совершенно в другом состоянии? Как вне их взаимоотношений мы можем учитывать состояние матери, которое всегда влияет на то, что происходит с ребенком? Это тот самый глубинный контекст, который в корне влияет на развитие ребенка, в том числе коммуникативное, физическое и познавательное. На этом примере очень ярко можно представить, почему специалисту, работающему с детьми раннего возраста, младенцами, важно в целом понимать, что такое психическое здоровье и как его учитывать в своей работе.

– Каким специалистам нужно знать об особенностях формирования и оценки психического здоровья ребенка?

Это важно для понимания всех профессионалов, которые работают с детьми младенческого и раннего возраста, дошкольного возраста, вплоть до 5 лет, а может быть даже и старше. Для профессионалов, которые работают с детьми вне зависимости от особенностей развития ребенка. Это в том числе люди, которые так или иначе работают с детьми из групп социального, медицинского и биологического риска. Кроме того, это понимание важно для всех специалистов, кто работает в области ранней помощи, которая очень интенсивно развивается в Российской Федерации. Но более того, это понимание нужно и для широкой общественности тоже. Понимание важности становления личности и психического здоровья ребенка, знать, как влияет то, что происходит с ребенком на ранних этапах, на всё последующее становление в детском возрасте и последующем. Это важно и для родителей – как отношения родителя и ребенка, контекст семьи и окружающие условия, в которых развивается ребенок, влияют на всю его дальнейшую жизнь.

Как научиться оценивать психическое здоровье ребенка и понять, как это можно применять в своей работе?

Курс повышения квалификации «Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста» – полноценная программа дополнительного профессионального образования для специалистов, работающих с детьми младенческого и раннего возраста и их ближайшим окружением.

Рифкат Мухамедрахимов и 5 других экспертов расскажут, как качество отношений родителя и ребенка, психосоциальные и средовые стрессогенные факторы влияют на развитие ребенка наряду с особенностями физического здоровья – а главное, как эти знания помогают проводить диагностику и выстраивать сопровождение семьи. Старт обучения уже 18 сентября!

Смотреть подробнее

Читайте также
новости для специалистов Психическое здоровье и ранняя помощь Материалы