Новости и анонсы

Наталья Алексеева: «Мне иногда кажется, что это сон. По вечерам мы с дочкой обсуждаем, как прошел день»

Рите 12 лет. У нее тяжелые множественные нарушения развития: ДЦП, эпилепсия, нарушение зрения и слуха. Еще летом Рита с мамой словно общались на разных языках, часто им было сложно договориться и понять друг друга, но уже сегодня все совсем по-другому. Мы поговорили с Натальей Алексеевой и узнали, как меньше чем за 4 месяца работы с «Социальной школой Каритас» их семья освоила альтернативную и дополнительную коммуникацию.
Из личного архива Натальи Алексеевой для Социальной школы Каритас
– Как у Риты обстоят дела с общением?
– У меня ребенок вербально не говорит. В общении Рита использует только слоги, короткие слова и звуки. Фраз и полноценной речи нет. Она может сказать «пи пой» – это «спой песенку», например. Но кто может это понять? Только самые близкие. У нее проблемы с коммуникацией: ей сложно объяснить другим людям свои желания, потребности, и в то же время ей сложно понять других людей. Каждый день мы с ней пытались договориться, но сделать это было не просто, потому что она отказывалась выключать телевизор и требовала продолжение просмотра мультиков. Ей сложно было объяснить, что мультики не могут идти всегда, они имеют свойство заканчиваться. А кроме мультиков есть и другие развлечения, а кроме развлечений есть еще учеба. Это было из серии – «Миссия невыполнима»! Истерики, плач, крики, топот ножками. И так каждый день.
– Почему вы решили попробовать средства АДК?
– Мы дважды пытались освоить другую систему общения, но ничего не получилось. Не знаю, в чем дело: в преподавателе, в самой системе, ребенок был не готов, или я торопила события. Летом 2023 года я увидела ваши соцсети: есть такой проект, где бесплатно помогают семьям освоить АДК. И я тут же записалась! Как оказалось, это было самым верным решением. Именно альтернативная коммуникация зашла нам очень хорошо. Так как здесь все предусмотрено под особенности ребенка.
Из личного архива Натальи Алексеевой для Социальной школы Каритас
– Были ли страхи перед первой консультацией?
– Конечно! Я боялась, что мы застопорим коммуникативное развитие карточками, но они, наоборот, ей помогли. Несмотря на все проблемы с речью, сами слова стали понятнее и внятнее. Я вижу, как ее мотивирует, что она получает желаемое, что она не тратит столько сил на то, чтобы ее поняли.
– Какие были сложности в самом начале?
– Мне самой было сложно перестроиться, так как я человек энергичный и, как и многим мамам особенных детей, хочется все и сразу. А ребенку все и сразу ввести нереально. Нужно было вводить символы постепенно и главное – замедлиться самой. Мария, наш преподаватель из «Социальной школы Каритас», нам в этом очень помогала. Когда дочь поняла, как все работает, она стала показывать символ и пытаться объяснять, что она хочет. При этом, я все ей отвечаю, реагирую на её просьбу (желание) и выполняю ее. После очередного выполнения просьбы Риты (с помощью АДК) у меня возник вопрос, который я задала Марие: «Почему я всегда должна делать так, как хочет дочь?» А она мне так спокойно ответила: «А Вы и не должны этого делать. Вы можете с ней переговорить и договориться: давай сначала сделаем вот это, а потом вот это, договорились?» (Смеется)
– Чего вы смогли добиться благодаря АДК?
– Сейчас ребенок прекрасно знает карточку «стоп», «перерыв» и многие другие. Она уже понимает: сначала она поучится, потом посмотрит мультик. Мы теперь договариваемся с помощью социальных историй и тех символов, которые всегда у нас с собой. Мы используем не только коммуникативную доску, но и другие средства АДК: символы на брелоках, коммуникативный словарь, набор символов на фетровых ковриках (который мы отнесли в школу, и он находится там постоянно). Самое главное – у Риты исчезли истерики и появилась альтернативная коммуникация. Хотя, казалось бы, символы «стоп» и «перерыв», но именно они были так необходимы ребенку для понимания происходящей ситуации! Нам, людям, которые общаются вербально, кажется, что это ерунда и пустяк, а для детей со сложностями коммуникации - это очень важно. Рита на меня реагировала истерикой, а на символы совершенно спокойно. Интересно, почему так?
Мария Филиппова, логопед-дефектолог, специалист по АДК «Социальной школы Каритас»:
«Оторваться от приятной деятельности любому ребенку трудно. А если он устал, нервничает или плохо себя чувствует, ему труднее воспринимать сообщение на слух. Когда мы подключаем символы, информация доходит двумя способами: зрительно и аудиально. Кроме того, мы учим и родителей правильно коммуницировать с детьми: важно общаться максимально простыми сообщениями и делать паузы, чтобы человек мог спокойно обдумать то, что ему только что сказали. Чем проще – тем лучше. И обязательно нужно постараться договориться с ребенком, используя символы. Например, «давай сначала поучимся, потом посмотрим мультики?» Так учатся уступать друг другу и дети, и родители».
Из личного архива Натальи Алексеевой для Социальной школы Каритас
– Какие у вас были чувства, когда вы впервые поняли, что все-таки сможете общаться с Ритой? Помните этот момент?
– После одного из первых занятий я распечатала символы, и мы пошли с ними гулять. Мы подошли к фонтану, и Рите чего-то захотелось. А она у меня такая эксцентричная, как итальянка (смеется). Объясняет что-то мне, машет руками, слоги какие-то говорит, но я ничего не могу разобрать. И тогда она открыла пакет, достала брелок и указала на символ «банан». Вот как я должна была понять, что она хочет банан возле фонтана на улице?! Когда я дала ей настоящий банан, она вздохнула с облегчением. В ее взгляде читалось: «Мама, наконец-то ты меня поняла!» Я помню, мы довольные сидим на лавочке возле фонтана. И она с таким аппетитом уплетает этот банан. Тогда я подумала: «Боже мой! Много ли ребенку нужно для счастья? Всего лишь, чтобы его понимали».
– Как изменилась жизнь Риты, когда она узнала, что ее понимают?
– Когда мы ввели дополнительную коммуникацию, и мой ребенок показал мне карточку «попить» и «поесть», я пошла на кухню и дала то, что она просила. В тот момент Рита сжалась и аж завизжала от радости. Представляете, она сама не ожидала – что ее услышат и поймут. Сейчас ребенка не узнать. Она активно пользуется АДК, мы ввели ей символы, с помощью которых она может объяснить незнакомому человеку, чего она хочет. И самое главное – этот незнакомый человек ее поймет. Для неговорящего ребенка это наивысшее удовольствие.
– Еще весной ваше общение с дочкой было совсем другим. Как ощущения после таких колоссальных перемен?
– Папа у нас вообще ещё не понял, насколько все закрутилось-завертелось (смеется). Муж иногда тихонько спрашивает у меня на ухо: «Она действительно понимает?». А я ему так же шепотом: «Она не только понимает, она ещё и может рассказать и показать с помощью символов!» Мы с Ритой по вечерам садимся и разговариваем. Спрашиваю, что сегодня было, что она делала и что ей больше всего понравилось. И когда она начинает показывать карточки, мне иногда кажется, что это сон. А ведь ещё в конце весны этого вообще не было. Рита учится в коррекционной школе, всем нашим педагогам я рассказала о таком чудесном способе коммуникации и по просьбе педагогов сразу распечатала коммуникативные таблицы с символами для общения. Сейчас в школе начался бум под названием – АДК-мания (смеется).
– Было ли что-то новое, что вы узнали о дочке благодаря общению?
– Оказывается, Рита понимает юмор! Мы с мужем считали, что для нее это рано, сложно и пока недоступно. Изначально я подумала, что это совпадение: мы смотрели мультик, и в смешной момент она достала символ «смеется». А когда в мультике что-то грустное, она достает карточку «плачет». Над остальными эмоциями мы еще работаем, но главное, что Рита уже достает нужные символы-эмоции, подходящие именно в конкретной ситуации! А сейчас она учится распознавать эмоции не только мои, но и незнакомых ей людей. Мы с мужем, видимо, недооценили возможности нашей дочери.
– Как вы считаете, почему Рита так быстро освоила альтернативную коммуникацию – всего за 4 месяца?
– Думаю, здесь успех не только в том, что мама очень заинтересована и что ребенок хочет общаться. Во многом, мы обязаны нашему опытному специалисту – Марии Филипповой. Если бы она не контролировала постепенные этапы введения АДК, не была таким заинтересованным и чутким профессионалом, ничего бы не вышло. Очень важно, чтобы педагог не просто умел приносить пользу, но ещё и был включенным в каждого ребенка индивидуально. Мария откликалась по каждому моему вопросу, включалась, всегда была готова прийти на помощь. Нам очень повезло с Марией! Хочу выразить ей и всей Социальной школе Каритас огромную благодарность! Не передать значимости этого проекта по АДК для детей с ТМНР и сложностями коммуникации – потому что любой человек должен быть понятым и услышанным.
– Что бы вы порекомендовали другим родителям, чьи дети только начинают свой путь в АДК?
– Как можно быстрее осваивать альтернативную и дополнительную коммуникацию, не бояться этого. АДК не тормозит развитие речи, а наоборот, способствует полноценному формированию коммуникационных навыков и общению ребенка с близкими и незнакомыми людьми. Всем удачи!
Ежегодно мы помогаем нескольким сотням семей научиться использовать АДК. Благодаря вашим пожертвованиям мы надеемся продолжить и в следующем году бесплатно консультировать каждого, кто обратится к нам за помощью. Доброе дело – это просто.
Другие истории наших семей:
Интервью подготовлено «Социальной школой Каритас» в рамках проектов «Время АДК» и «Центр АДК» при поддержке фондов «Абсолют-Помощь» и Владимира Потанина.
Материалы Центр АДК ФП Научитесь меня понимать Время АДК для родителей новости Интервью курсы для специалистов