Точка А
У двенадцатилетней Риты тяжелые и множественные нарушения развития: ДЦП, эпилепсия, нарушение зрения и слуха. Она может произносить слоги и некоторые простые слова. В целом, их семья коммуницировала, но Наталья, мама Риты пришла на консультацию с запросом лучше понимать дочь, найти общий язык, чтобы суметь договориться с ней и объяснить что-то. И, разумеется, чтобы Рите было удобнее доносить свои мысли.
Этап I. Подготовка
Провели диагностику. Заполнили совместно с мамой матрицу коммуникации и достаточно подробно ее обсудили. После этого мама прошла наш бесплатный курс для родителей «Свобода общения».
Этап II. Ввод символов
Начали работать с самыми базовыми и необходимыми семье символами. В первую очередь мы учим ребенка давать отказ. Любому человеку важно, чтобы его отказ был услышан. Потом добавили базовые слова: «еще» и «помочь».
Этап III. Расширение словаря и стратегия «+ 1»
Одна из причин, почему Рита так быстро схватывала все новые и новые слова – острая необходимость и желание общаться. Мама Риты видела, что у дочки действительно есть потребность в общении. У них очень активная семья, они много куда ходят и ездят. Поэтому словарь быстро расширялся. Спасибо маме, которая следовала всем рекомендациям. Помогла и особая стратегия.
В чем ее суть? Например, ребенок использует 1 символ – «мультики», а мама – всегда на один символ больше: «смотреть» и «мультики», так и пополняется словарь. Это помогает показать ребенку следующий шаг – как еще эти символы комбинировать. И как строить фразу.
Этап IV. Адаптация среды
По нашей рекомендации семья сделала набор символов на кольце для похода на улицу. В силу зрительных особенностей символы нужны большие, брать огромные книги с собой тяжело. Поэтому такой формат как брелок – гораздо мобильнее и удобнее. Часть символов отправилась в школу. Составили Рите и коммуникативный паспорт, чтобы окружающие могли познакомиться с особенностями общения ребенка и правильно интерпретировать его сигналы.
Этап V. Разбор полетов
«Формат сопровождения подразумевает, что мы находимся на связи и между консультациями и после завершения программы сопровождения. Потому что большинство вопросов появляются не во время обсуждения, а в во время взаимодействия с ребенком. Мы разбирали вместе с мамой видео: это помогает родителю объективно оценить взаимодействие и увидеть недочеты. Так их гораздо легче увидеть и исправить», – Мария Филиппова.
Прочитать, как семья справлялась с введением АДК, с какими сталкивалась трудностями и сомнениями, можно здесь, в интервью с Натальей Алексеевой, мамой Риты.
Работаем и делимся информацией благодаря пожертвованию Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»!