Точка А
Мальчик 5,5 лет из многодетной семьи, в которой 8 детей. Говорит несколько слов и воспроизводит звуки. Никаких диагнозов пока нет (впоследствии установили РАС).
На первой консультации Наталья Заморова, дефектолог, нейропсихолог и специалист по АДК, рассказала об альтернативной и дополнительной коммуникации, а также дала родителям рекомендации по созданию речевой среды вокруг ребёнка.
Важно, чтобы члены семьи проговаривали, что они делают – так у ребенка накопятся номинативные слова. Он сможет называть свои действия, предметы, которые его окружают, людей, с которыми общается.
Мы предложили расширить круг коммуникативных партнёров и привлечь всех членов семьи к общению, тем более дети отлично ладят.
Следующая консультация началась с чудесной фразы для каждого педагога: «Наталья Михайловна, вы извините, но он у нас заговорил»
Для семьи это было чудом, а для нас – показателем того, что у ребенка колоссальный потенциал. Просто все это время не было необходимой для его коммуникации поддержки.
А получилось все очень просто. Старшая сестра разговорила брата одним символом. Она взяла карточку «умываться» и пошла в ванную, проговорила свое действие вслух и показала картинку брату. Выходя, она сказала: «Я умылась», и передала символ следующим. В течение недели все члены семьи старались использовать символы, и мальчик заговорил.
Далее мы просто стали помогать ребенку расширять словарь. Очень правильным было отношение родителей: они понимали, что коммуникация должна охватывать всю жизнь, а не только учёбу. Поэтому с удовольствием принимали наши рекомендации: куда сходить, какие таблицы можно сделать и что обсудить.
Родители сами много обучались и слушали наши бесплатные лекции. После одного из вебинаров мама с удовольствием стала брать сына на вечерние прогулки и говорить с ним о звездах.
А через полгода после начала программы сопровождения ребенок наконец сказал «мама».
«Я люблю свою работу за возможность наблюдать, как жизнь целых семей меняется к лучшему. Хотя началось все с того, что изменилось взаимодействие с близкими вокруг него. Просто они стали всю свою речь иллюстрировать либо символом, либо жестом. И это была не очень большая работа, но она дала колоссальный результат, и теперь человек свободно общается. С помощью АДК он может рассказывать, что с ним случилось, читать стихи и общаться на любую тему», – рассказывает Наталья Заморова.
Мы проводим более 120 консультаций ежемесячно. Наши специалисты обучают использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации несколько сотен семей в год. Благодаря вашим пожертвованиям мы сможем продолжить и в следующем году бесплатно консультировать каждого, кто обратится к нам за помощью.
Читайте другие кейсы наших преподавателей:
«Коля развивается семимильными шагами»: кейс из практики Ирины Текоцкой
«Сейчас Рита на седьмом уровне матрицы коммуникации из семи возможных. Это значит, что она отлично строит фразы и инициирует общение», – рассказывает Мария Филиппова
«Сейчас Рита на седьмом уровне матрицы коммуникации из семи возможных. Это значит, что она отлично строит фразы и инициирует общение», – рассказывает Мария Филиппова
Реализовано с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»!