Новости и анонсы

Эксперты о DC:0-5™: говорим с Шахнозой Настретдиновой, клиническим психологом специалистом по психическому здоровью детей раннего возраста


В минувшем году «Социальная школа Каритас» совместно с Международной ассоциацией ZERO TO THREE и Санкт-Петербургским государственным университетом подготовила и выпустила перевод «Диагностической классификации: 0-5». Она включает актуальные знания в области психического здоровья и развития детей от рождения до 5 лет. Мы поговорили об издании с клиническим психологом, специалистом по психическому здоровью детей раннего возраста, Шахнозой Настретдиновой.

Что такое психическое здоровье ребенка и что на него влияет?
Психическое здоровье – это не отсутствие болезней или диагноза, а состояние психического благополучия. У ребенка в разные периоды жизни – разные потребности. Когда я понимаю, какие потребности у моего ребенка, могу ему помочь с их удовлетворением и при этом, я не мешаю его естественному развитию – я способствую его психическому благополучию. Соответственно, психическое здоровье может быть достигнуто и при наличии какого-то диагноза.
Как классификация DC:0-5 помогает Вам в работе?
Классификация помогает систематизировать информацию о семье и ребенке, дает опорные точки при диагностике и это позволяет нам глубже, полнее анализировать случай. Оценка строится на основании так называемых Осей, где первая Ось посвящена клиническим расстройствам, а остальные (со второй по пятую) – физическим особенностям, навыкам ребенка, риск факторам, среде, в которой он растет и его отношениям с близкими взрослыми. Каждый из этих аспектов жизни ребенка имеет важное значение для его психического здоровья.
Родителей могут удивить наши вопросы на консультациях: зачастую не так важно, как много игрушек в доступе у ребенка или какие развивающие занятия он посещает; при этом мы точно спросим об окружении, социально-эмоциональном опыте ребенка, о рождении и качестве отношений с родными.
Значительное место в работе отдано нашим наблюдениям на консультации: сбору информации, которая требует анализа, систематизации, обобщения. ДК 0:5 приглашает нас размышлять в определенном направлении с опорой на Оси и получается, что это не просто набор и расшифровка диагнозов, а руководство для клинической работы, расширяющее взгляд на этологии расстройств и нарушений. И социально-эмоциональное развитие ребенка как часть психического здоровья занимает значительную часть этой классификации. Некоторых родителей могут удивить подобные размышления в силу меньшей распространенности такого подхода в нашей стране, но сейчас мы с уверенностью транслируем его, опираясь на огромную научно-практическую базу.
Почему так важен контекст отношений ребенка с близким взрослым в раннем возрасте?
Мы уже знаем из научной литературы, что привязанность формируется в первые полгода – 8 месяцев. В первый год жизни ребенок начинает распознавать своего близкого взрослого или круг близких, которые помогут ему развиваться. Он говорит – «я доверяю тебе, а ты мне покажешь, как доверять миру». И если в этой связке что-то ломается, то основа развития становится шаткой. Если ребенок все время беспокоится о том, кто обеспечит ему безопасность, в том числе – психологическую, то о каком благополучии может идти речь?
Что для Вас особенно ценно в этой классификации?
Мне нравится ее гибкость и бережный подход к личности ребенка. Например, если мы видим, что ребенку не хватает каких-то навыков, мы не спешим вмешиваться в его развитие, а в первую очередь, исследуя остальные Оси, пытаемся понять, что именно помешало его естественному развитию в тот или иной период времени. Бывает, что из 4-5 областей развития ребенок по двум даже опережает возрастную норму, а по остальным он более ровный или отстает. Почему так получается? Это поле для нашего исследования в диагностическом периоде. Это может быть индивидуальная история – ребенок рано начинает ходить, но позже говорить и это обусловлено его темпом развития. А может задержка речи обусловлена средовыми факторами: у ребенка нет пространства для речи. Нам важно исследовать эти детали и дать наиболее полную обратную связь семье. ДК:0-5 – это про внимательный индивидуальный подход. И мне это кажется очень важным в нашей работе. Дети уже рождаются все разные, с какими-то особенностями, предрасположенностями и возможностями. И наша задача отследить темп развития конкретного ребенка, его личную динамику. Сориентировать родителя, когда нужно просто подождать, не мешать, а когда срочно действовать. Вот эта многомерность, с которой классификация смотрит на ребенка позволяет очень точно оценивать и анализировать развитие и состояние.
Мне кажется, DC:0-5 призвано распространить новый для нашего общества взгляд на раннее детство. И в этом подходе ключевое – понять: как лучше для ребенка и семьи.
Шахноза Настретдинова, клинический психолог, специалист по психическому здоровью детей раннего возраста
Перейти к DC:0-5™ Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей: от рождения до 5 лет

Читайте также

Курс «Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста»

Полноценная программа дополнительного профессионального образования для специалистов, работающих с детьми младенческого и раннего возраста и их ближайшим окружением. II ступень курса полностью посвящена практической работе с классификацией!
Психическое здоровье и ранняя помощь новости Материалы для специалистов