Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей: от рождения до 5 лет (DC:0-5™) — важное и долгожданное руководство по диагностике психических расстройств в раннем детстве. Специалисты обнаружат, что оно включает в себя самые актуальные на сегодняшний день представления из исследований и клинической практики в области развития детей младенческого и раннего возраста. Почему «долгожданное»? Как председатель рабочей группы, занимавшейся разработкой системы DC:0-3R, на смену которой приходит данная версия, я могу заявить об этом с уверенностью, потому что наши представления о выявлении расстройств в детском возрасте и о вмешательстве растут быстрыми темпами, что требует внесения серьезных изменений в Диагностическую классификацию. В связи с этим специалисты должны обязательно ознакомиться с введением к руководству по DC:0–5, в котором объясняется, как система Диагностической классификации развивалась и продолжает развиваться в соответствии с запросами.
Читатель обнаружит, что основные изменения включают не только недавно выявленные синдромы, имеющие научное обоснование, но и столь необходимое расширение охвата возрастного периода с 3 до 5 лет. Кроме того, классификация становится все больше ориентированной на специалистов, которые уделяют внимание контексту развития детей и документируют случаи для дальнейшего совершенствования диагностической классификации, что является важным для профессионального развития специалистов в области раннего детства. Все вышесказанное привело разработчиков DC:0–5 к решению сохранить многоосевую систему, чтобы дополнить клинические диагнозы из Оси I. В дополнение к контексту отношений, описанному в Оси II, классификация учитывает контекст, связанный условиями физического здоровья, психосоциальными стрессфакторами и компетенциями ребенка (Оси II–V).
Еще одно серьезное изменение, о котором стоит упомянуть в самом начале, связано с важностью отношений ребенка с близким взрослым в младенческом и раннем возрасте. Убедительные данные последних исследований показывают, что привязанность и расстройства привязанности у маленьких детей специфичны для определенных отношений; этот факт определяет включение специфического расстройства отношений в раздел клинических расстройств (Ось I). Кроме того, в классификации значительно расширен раздел, описывающий контекст отношений (Ось II), в котором указано, что «понимание контекста отношений является неотъемлемой составляющей при проведении оценки детей младенческого и раннего возраста». В связи с этим специалистам предоставляется система оценки «сильных сторон», «областей, не вызывающих беспокойства» или «проблемных областей» параметров функционирования отношений ребенка с одним или несколькими основными близкими взрослыми (в части A) и в контексте расширенного социального окружения (в части Б). Оценка контекста расширенного социального окружения помогает понять роль совместного воспитания, сиблингов и других важных отношений в развитии ребенка.
В предисловии важно упомянуть, что из себя представляет диагностическая классификация. Она предназначена для профессионального общения, касающегося общих представлений о расстройствах, основанных на результатах исследований и клинической практике. Диагностическая классификация описывает симптомы и синдромы, включающие дистресс ребенка и семьи, а также ухудшение функционирования с течением времени. Система диагностической классификации не является «учебником» или, тем более, «библией» для специалистов или других читателей, как ее иногда изображают. Как известно, специалисты классифицируют расстройства, а не людей. В случае с отдельными людьми главной задачей является использование системы Диагностической классификации в качестве важного этапа в дальнейшем процессе постановки диагноза. Это включает в себя применение общих представлений о классификации расстройств к развивающемуся индивиду с учетом контекста условий его жизни, формирование мнения о том, необходимо ли проведение дальнейшей оценки и вмешательства. В основе этого лежит тщательный сбор анамнеза в ходе беседы с близким взрослым, прямые наблюдения, эмпатия клинического специалиста и целостная оценка, учитывающая модели поведения и опыт ребенка. Подчеркну, что несмотря на то что DC:0–5 может предоставить более полную информацию о контексте в Осях II–V, по сравнению с другими системами классификации, в ней не содержится руководства или инструкции для формулировки диагноза.
DC:0–5 не призвана конкурировать с такими диагностическими классификациями, как Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.; DSM; Американская психиатрическая ассоциация, 2013 г.) или Международной классификацией болезней (МКБ; 10-е изд.; Всемирная организация здравоохранения, 1992 г.). Она возникла в связи с тем, что текущие версии указанных классификаций недостаточно полно охватывают синдромы ранних постнатальных лет жизни ребенка — синдромы, с которыми сталкиваются практикующие специалисты и которые могут потребовать неотложного внимания и профилактического вмешательства. Следует отметить, что в отношении некоторых синдромов в младенческом и раннем возрасте существуют представления об их этиологии; в других случаях, когда нет достаточных данных об этиологии, причины возникновения расстройств могут быть не описаны, но при этом существующая информация позволяет формулировать направления необходимых вмешательств и дальнейших исследований.
И важно помнить, что, как отмечают накопленные данные, именно в этот период развития ранний адаптивный опыт, его нарушения и неблагоприятные факторы оказывают значительное влияние на все последующее развитие человека. Кроме того, отсутствие цели конкурировать подчеркивается наличием в DC:0–5 отсылок к диагнозам классификаций расстройств в DSM-5 и МКБ-10, а также обозначенным намерением в будущем включить расстройства в младенческом и раннем возрасте в системы DSM и МКБ. Как уже отмечалось, представления о диагностической классификации расстройств в младенческом и раннем возрасте развиваются, что отражают существенные изменения, внесенные в DC:0–5. Таким образом, возникает более сложная структура, новые критерии, новые термины и новые вопросы. Специалисты, использующие предыдущую версию классификации, DC:0–3R, могут задаться вопросом, какие существуют ресурсы, помимо данного издания классификации, DC:0–5, для помощи в вопросах понимания и использования их версии классификации. Полезно знать, что веб-сайт ZERO TO THREE, www.zerotothree.org, является важным ресурсом, к которому можно обратиться за дополнительной информацией.
Читатель обнаружит, что основные изменения включают не только недавно выявленные синдромы, имеющие научное обоснование, но и столь необходимое расширение охвата возрастного периода с 3 до 5 лет. Кроме того, классификация становится все больше ориентированной на специалистов, которые уделяют внимание контексту развития детей и документируют случаи для дальнейшего совершенствования диагностической классификации, что является важным для профессионального развития специалистов в области раннего детства. Все вышесказанное привело разработчиков DC:0–5 к решению сохранить многоосевую систему, чтобы дополнить клинические диагнозы из Оси I. В дополнение к контексту отношений, описанному в Оси II, классификация учитывает контекст, связанный условиями физического здоровья, психосоциальными стрессфакторами и компетенциями ребенка (Оси II–V).
Еще одно серьезное изменение, о котором стоит упомянуть в самом начале, связано с важностью отношений ребенка с близким взрослым в младенческом и раннем возрасте. Убедительные данные последних исследований показывают, что привязанность и расстройства привязанности у маленьких детей специфичны для определенных отношений; этот факт определяет включение специфического расстройства отношений в раздел клинических расстройств (Ось I). Кроме того, в классификации значительно расширен раздел, описывающий контекст отношений (Ось II), в котором указано, что «понимание контекста отношений является неотъемлемой составляющей при проведении оценки детей младенческого и раннего возраста». В связи с этим специалистам предоставляется система оценки «сильных сторон», «областей, не вызывающих беспокойства» или «проблемных областей» параметров функционирования отношений ребенка с одним или несколькими основными близкими взрослыми (в части A) и в контексте расширенного социального окружения (в части Б). Оценка контекста расширенного социального окружения помогает понять роль совместного воспитания, сиблингов и других важных отношений в развитии ребенка.
В предисловии важно упомянуть, что из себя представляет диагностическая классификация. Она предназначена для профессионального общения, касающегося общих представлений о расстройствах, основанных на результатах исследований и клинической практике. Диагностическая классификация описывает симптомы и синдромы, включающие дистресс ребенка и семьи, а также ухудшение функционирования с течением времени. Система диагностической классификации не является «учебником» или, тем более, «библией» для специалистов или других читателей, как ее иногда изображают. Как известно, специалисты классифицируют расстройства, а не людей. В случае с отдельными людьми главной задачей является использование системы Диагностической классификации в качестве важного этапа в дальнейшем процессе постановки диагноза. Это включает в себя применение общих представлений о классификации расстройств к развивающемуся индивиду с учетом контекста условий его жизни, формирование мнения о том, необходимо ли проведение дальнейшей оценки и вмешательства. В основе этого лежит тщательный сбор анамнеза в ходе беседы с близким взрослым, прямые наблюдения, эмпатия клинического специалиста и целостная оценка, учитывающая модели поведения и опыт ребенка. Подчеркну, что несмотря на то что DC:0–5 может предоставить более полную информацию о контексте в Осях II–V, по сравнению с другими системами классификации, в ней не содержится руководства или инструкции для формулировки диагноза.
DC:0–5 не призвана конкурировать с такими диагностическими классификациями, как Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.; DSM; Американская психиатрическая ассоциация, 2013 г.) или Международной классификацией болезней (МКБ; 10-е изд.; Всемирная организация здравоохранения, 1992 г.). Она возникла в связи с тем, что текущие версии указанных классификаций недостаточно полно охватывают синдромы ранних постнатальных лет жизни ребенка — синдромы, с которыми сталкиваются практикующие специалисты и которые могут потребовать неотложного внимания и профилактического вмешательства. Следует отметить, что в отношении некоторых синдромов в младенческом и раннем возрасте существуют представления об их этиологии; в других случаях, когда нет достаточных данных об этиологии, причины возникновения расстройств могут быть не описаны, но при этом существующая информация позволяет формулировать направления необходимых вмешательств и дальнейших исследований.
И важно помнить, что, как отмечают накопленные данные, именно в этот период развития ранний адаптивный опыт, его нарушения и неблагоприятные факторы оказывают значительное влияние на все последующее развитие человека. Кроме того, отсутствие цели конкурировать подчеркивается наличием в DC:0–5 отсылок к диагнозам классификаций расстройств в DSM-5 и МКБ-10, а также обозначенным намерением в будущем включить расстройства в младенческом и раннем возрасте в системы DSM и МКБ. Как уже отмечалось, представления о диагностической классификации расстройств в младенческом и раннем возрасте развиваются, что отражают существенные изменения, внесенные в DC:0–5. Таким образом, возникает более сложная структура, новые критерии, новые термины и новые вопросы. Специалисты, использующие предыдущую версию классификации, DC:0–3R, могут задаться вопросом, какие существуют ресурсы, помимо данного издания классификации, DC:0–5, для помощи в вопросах понимания и использования их версии классификации. Полезно знать, что веб-сайт ZERO TO THREE, www.zerotothree.org, является важным ресурсом, к которому можно обратиться за дополнительной информацией.
Роберт Эмде, MD
Почетный профессор психиатрии
медицинского факультета
Университета Колорадо, США
DC:0-5™ Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей: от рождения до 5 лет – признанная международным научным сообществом, современная, научно обоснованная классификация нарушений психического здоровья и развития младенцев и детей от 0 до 5 лет.
В 2022 году «Социальная школа Каритас» осуществила первый официальный перевод классификации и в России вышел первое русскоязычное издание классификации, заказать диагностическую классификацию можно на нашем сайте.
В 2022 году «Социальная школа Каритас» осуществила первый официальный перевод классификации и в России вышел первое русскоязычное издание классификации, заказать диагностическую классификацию можно на нашем сайте.
Перейти в каталог: DC:0-5™ Диагностическая классификация: 0-5
Смотрите также
Курс «Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста»
Полноценная программа дополнительного профессионального образования для специалистов, работающих с детьми младенческого и раннего возраста и их ближайшим окружением. II ступень курса полностью посвящена практической работе с классификацией!
Полноценная программа дополнительного профессионального образования для специалистов, работающих с детьми младенческого и раннего возраста и их ближайшим окружением. II ступень курса полностью посвящена практической работе с классификацией!