Новости и анонсы

«АДК – это не занятие. Это жизнь»: как расширять область применения АДК и развивать коммуникацию

Ввести и освоить средства альтернативной и дополнительной коммуникации – это часть большой работы. Как расширять словарный запас, сделать АДК частью жизни человека и почему нужно идти от интересов, рассказывает наш АДК-специалист Наталья Заморова.
Одна из главных целей в работе с семьей для нас показать, что АДК – это везде и всегда. Это не занятие – это жизнь. Не просто обсуждение рутинных вопросов: как поесть, попить, поспать или почистить зубы. Жизнь ребёнка – это познание всего мира. Важный этап в росте человека – это возможность всё охватить: увидеть, услышать, почувствовать. Если мы вводим альтернативную коммуникацию, она должна идти за ребёнком и участвовать во всех аспектах его жизни.

С Ильёй мы занимаемся больше 1,5 лет. Сейчас он достиг той ступени развития языка, что начал говорить вербально, но его речь на данный момент еще не охватывает все те сферы, которые ему интересны. Многие слова с трудом запоминаются. Здесь средства дополнительной коммуникации дают необходимую поддержку.

На этапе, когда АДК уже введено и освоено, важно расширять границы её использования – поэтому мы часто подсказываем семьям, как и куда можно выходить, какие средства для этого подготовить. Конечно, проводим такие выездные консультации сами. С Ильей целью таких выходов было расширение словарного запаса и опыт применения АДК в новой обстановке.
Подготовьте необходимые средства АДК для новой ситуации или активности. Подумайте, какие слова могут понадобиться человеку для обсуждения, выражения впечатлений и состояния.
Мы подготовили всё, что нужно для общения – тематические символы, доски – и побывали в железнодорожном музее. Это был его первый опыт посещения музея. Мы рассчитывали, что интереса и сил хватит максимум на полчаса, но в результате 45 минут ребенок провел в залах, общаясь, интересуясь, все разглядывая. С помощью символов обсуждал, искал определенный паровоз.
Выбирайте новые места и активности, исходя из интересов пользователя АДК.
Позже мы сходили в эколого-биологический центр на выставку земноводных, потом в большой зоомагазин с выставкой – где он сам выбирал и покупал для своего кота корм с помощью коммуникативной доски. Другой раз мы посетили котокафе – всё это такая большая сфера интересов ребенка, поэтому он с удовольствием включался в процесс и присоединялся к коммуникации. Ему хотелось обсуждать, сказать, поделиться – и у него были для этого все инструменты. В этот момент и происходит такое необходимое нам развитие коммуникации – важно лишь создать для этого все условия.

В котокафе был интересный момент. У них была чудесная проиллюстрированная инструкция, как и с каким котом лучше взаимодействовать. Илья её изучил с горящими глазами. Когда мы позже хотели подойти к одному из котов, Илья еще сам нам напомнил, что конкретно к этому коту надо подходить тихонько и не будить. То есть он прекрасно понял визуальную инструкцию, ведь это была такая же уже знакомая и близкая форма альтернативной коммуникации.
Ежегодно мы помогаем более 200 семьям понять и услышать своих детей. «Социальная школа Каритас» работает благодаря грантам и пожертвованиям . Помогайте вместе с нами, чтобы школа могла строить планы на будущее, а семьи – получать доступную помощь и менять жизни к лучшему.
Смотрите также
новости для родителей для специалистов Центр АДК ФП Ключ к общению: диагностика Шире Круг Абсолют-Помощь