Новости и анонсы

Анна Шабанова: «Я уважаю решение Алисы отказаться от чего-то, сказать «нет». Она стала чувствовать себя более уверенной и самостоятельной»

Алисе 11 лет, у нее РАС. Два года назад мы говорили#nbsp;с её мамой о знакомстве с Альтернативной и Дополнительной Коммуникацией. Сегодня мы встретились снова, чтобы узнать, что изменилось за это время.
—#nbsp;Анна, удается#nbsp;ли Алисе совмещать устную речь и#nbsp;АДК?

—#nbsp;Да, сейчас общение Алисы#nbsp;— это жесты, речь и#nbsp;символы. Первые слова у#nbsp;нее были почти в#nbsp;3 года, потом появлялись новые, но#nbsp;предыдущие не#nbsp;использовались. С#nbsp;5 лет мы#nbsp;начали вводить АДК. Алиса ходила с#nbsp;набором символов в#nbsp;садик и#nbsp;дома активно ими пользовалась. АДК мы#nbsp;не#nbsp;оставляли, даже когда некоторые специалисты пугали меня, что Алиса перестанет говорить, если использовать карточки. Сейчас в#nbsp;школе с#nbsp;преподавателями и#nbsp;одноклассниками она общается чаще с#nbsp;помощью жестов и#nbsp;отдельных слов. С#nbsp;АДК нам хорошо помогает школьный дефектолог, дома с#nbsp;близкими Алиса общается с#nbsp;помощью символов, слов и#nbsp;жестов. Но#nbsp;я#nbsp;вижу, что этого уровня недостаточно, она растет и#nbsp;ей#nbsp;нужно больше возможностей, чтобы выражать себя.

—#nbsp;В#nbsp;чем были сложности с#nbsp;АДК?

—#nbsp;В#nbsp;отсутствии системности. Я#nbsp;много читала про альтернативную коммуникацию, но#nbsp;именно системное понимание, как и#nbsp;что делать я#nbsp;получила только после курса для#nbsp;родителей «Свобода общения», который прошла в#nbsp;2022 году. Знания дают уверенность. Позволяют действовать не#nbsp;по#nbsp;наитию, а#nbsp;структурно. Когда знаешь, как и#nbsp;куда двигаться#nbsp;— все становится на#nbsp;свои места. Если#nbsp;бы он#nbsp;попался мне раньше#nbsp;— мы#nbsp;бы#nbsp;избежали многих ошибок. Например, возможность отказаться, показать «не#nbsp;хочу» с#nbsp;помощью карточек нелегко давалась Алисе и#nbsp;я#nbsp;не настаивала. Теперь вижу важность этого навыка и#nbsp;его влияние на#nbsp;самостоятельность.

—#nbsp;Что изменилось после курса «Свобода общения»?

—#nbsp;Изменился мой взгляд на#nbsp;общение с#nbsp;дочерью#nbsp;— оно стало более взрослым, осознанным, разнообразным. В#nbsp;курсе есть раздел «Предполагать компетенции» ребенка. Это о#nbsp;том, что ребенок понимает гораздо больше, чем может показать и#nbsp;родитель должен это учитывать. Я#nbsp;теперь стараюсь говорить с#nbsp;ней, как с#nbsp;11-летней девочкой, на#nbsp;интересные Алисе темы, и#nbsp;вижу, что именно так и#nbsp;зарождается диалог. Я#nbsp;уважаю решение Алисы отказаться от#nbsp;чего-то, сказать «нет». Она стала чувствовать себя более уверенной и#nbsp;самостоятельной. Еще меня очень впечатлило видео с#nbsp;Ульяной Федосовой, где виден огромный коммуникативный прогресс девочки, которой сейчас 19 лет. Всем родителям советую посмотреть.

—#nbsp;Как сейчас вы#nbsp;используете АДК?

—#nbsp;Для#nbsp;нас важным шагом стало введение ЁЖЕ-дневника. Мы#nbsp;его заполняем и#nbsp;Алиса понимает, что было вчера, что будет сегодня, что завтра. Подробно прописываем, вклеиваем символы, добавляем фотографии обязательных действий и#nbsp;пожелания Алисы. Это действительно хороший инструмент, который помогает ей#nbsp;осознавать время и#nbsp;ориентироваться в#nbsp;нем. Дома Алиса использует слова-подсказки, расклеенные на#nbsp;холодильнике (меню), на#nbsp;двери ванной комнаты (действия в#nbsp;ванной), в#nbsp;ее#nbsp;комнате. Также она использует карточки с#nbsp;символами, планшет, может подойти и#nbsp;включить предложение из#nbsp;мультика, которое соответствует ее#nbsp;желаниям. За#nbsp;два года обучения в#nbsp;школе Алиса очень повзрослела, начала комментировать, задавать вопросы#nbsp;— проявлять инициативу в#nbsp;общении. Сейчас Алиса осваивает коммуникатор на#nbsp;планшете, т.к. накопился большой словарь и#nbsp;только символов недостаточно, уже физически сложно все носить с#nbsp;собой, а#nbsp;возможность спросить, обратиться с#nbsp;просьбой или прокомментировать должна быть всегда. По#nbsp;нашему опыту я#nbsp;вижу, что это правильно#nbsp;— использовать все коммуникативные возможности ребенка, откликаться на#nbsp;любую попытку общения со#nbsp;его стороны: жест, мимика, символ и#nbsp;пр.

—#nbsp;Каким вы#nbsp;видите свой дальнейший путь с#nbsp;АДК?

—#nbsp;Мы#nbsp;раньше чаще использовали ситуативный словарь, сейчас надо больше вводить базовый, чтобы он#nbsp;всегда был у#nbsp;нее под рукой. В#nbsp;ближайшее время хочу попасть на#nbsp;консультацию к#nbsp;специалистам СШК, чтобы продумать стратегию и#nbsp;учесть все особенности Алисы. Главное, что я#nbsp;понимаю сейчас#nbsp;— это работает и#nbsp;помогает ей.
Мы оказываем бесплатную помощь каждой семье, которая к нам обращается. Это было бы невозможным без поддержки неравнодушных людей среди вас. Сделать свой вклад в доброе дело может каждый – перечислите любую сумму сейчас, чтобы мы могли помочь семьям обрести возможность понять и услышать своих детей.

Помочь любой суммой


Смотрите также


Интервью подготовлено «Социальной школой Каритас» в#nbsp;рамках благотворительного проекта «Время АДК» при поддержке фонда «Абсолют-Помощь». Если вы хотите стать героем следующего интервью, напишите на почту pr@caritas-edu.ru.#nbsp;
2023-02-28 14:22 новости Время АДК для родителей Материалы Интервью