Алисе 9 лет, у нее расстройство аутистического спектра. Сегодня она может воспринимать на слух устную речь и старается говорить сама. Как семья узнала об альтернативной и дополнительной коммуникации и их опыте использования АДК, нам рассказала мама Алисы Анна Шабанова.
Мы начали выяснять, что происходит с ребенком, когда Алисе было два года. Ближе к трем мы попали в ПНД (психоневрологический диспансер) к логопеду. Она нам сказала, что существуют такие карточки PECS, но оговорилась, что некоторые их не рекомендуют, и она в том числе. Мол, если ребенок будет ими пользоваться, то тогда точно не заговорит. Теперь-то я уже знаю, что это ошибочно, и на самом деле все совсем наоборот.
В следующий раз мы услышали об АДК, когда Алисе было уже четыре года. Мы ходили в центр для детей-инвалидов на занятия, и там другие родители поделились положительными отзывами об АДК. Как раз тогда нам казалось, что у Алисы не происходит никаких сдвигов. Занимаемся-занимаемся, а ребенок просто на своей волне. И взгляд еще у нее был рассеянный. Это сейчас она смотрит очень хорошо, и что-то может уловить из устной речи. В общем, мы решили, что надо пробовать АДК.
Первые шаги мы делали самостоятельно и первые карточки сделали сами. Мы тогда еще думали, что Алисе можно сладкое. У нее были любимые конфеты M&M’s. За каждую карточку мы ее поощряли конфетой. Все пошло очень быстро, по нарастающей.
В какой-то момент Алиса сообразила, что картинок для всего, что она хочет, не хватает, и начала приносить похожие. Она стала очень хорошо соображать, как найти контакт. А до этого, конечно, были и истерики, и падания.
Но мы не достигли высокого уровня. Единственное предложение, которое Алиса выстраивала карточками: «Я хочу…» и «Мама/папа, дай».
С карточками есть еще проблема, что их не везде принимают. У Алисы был специальный комплект карточек для садика. Но когда она поняла, что там ими не пользуются, все застопорилось. Не получается развиваться, если делаешь это только дома.
Спустя года полтора после введения карточек, Алиса начала осознанно произносить слова, называя именно то, что она хочет. Она стала приходить ко мне, например, с планшетом и просить повторить какое-то слово, которое ей очень понравилось, чтобы и она его смогла сказать. Алисе стало интересно, что слова могут еще звучать, что у картинки есть название.
Когда Алиса только начала выговаривать слова, они у нее были четкие, но совершенно не привязаны к предметам. А когда начала делать это осознанно, когда поняла, что надо что-то сказать, и тогда ты получишь желаемое, ей стало сложно. Но по слогам она выговаривает слова.
Сейчас перед нами встал вопрос: как совместить карточки и слова, чтобы и одно не потерять, и развиваться дальше. Ведь когда включаешь речь после карточек, то в каком-то смысле делаешь шаг назад в интеллектуальном плане. Ребенок застопоривается на предмете вместо того, чтобы строить предложения.
И теперь, чтобы отладить этот процесс, я буду активно учиться. Уже записалась на вебинары в «Социальную школу Каритас».
Мы начали выяснять, что происходит с ребенком, когда Алисе было два года. Ближе к трем мы попали в ПНД (психоневрологический диспансер) к логопеду. Она нам сказала, что существуют такие карточки PECS, но оговорилась, что некоторые их не рекомендуют, и она в том числе. Мол, если ребенок будет ими пользоваться, то тогда точно не заговорит. Теперь-то я уже знаю, что это ошибочно, и на самом деле все совсем наоборот.
В следующий раз мы услышали об АДК, когда Алисе было уже четыре года. Мы ходили в центр для детей-инвалидов на занятия, и там другие родители поделились положительными отзывами об АДК. Как раз тогда нам казалось, что у Алисы не происходит никаких сдвигов. Занимаемся-занимаемся, а ребенок просто на своей волне. И взгляд еще у нее был рассеянный. Это сейчас она смотрит очень хорошо, и что-то может уловить из устной речи. В общем, мы решили, что надо пробовать АДК.
Первые шаги мы делали самостоятельно и первые карточки сделали сами. Мы тогда еще думали, что Алисе можно сладкое. У нее были любимые конфеты M&M’s. За каждую карточку мы ее поощряли конфетой. Все пошло очень быстро, по нарастающей.
В какой-то момент Алиса сообразила, что картинок для всего, что она хочет, не хватает, и начала приносить похожие. Она стала очень хорошо соображать, как найти контакт. А до этого, конечно, были и истерики, и падания.
Но мы не достигли высокого уровня. Единственное предложение, которое Алиса выстраивала карточками: «Я хочу…» и «Мама/папа, дай».
С карточками есть еще проблема, что их не везде принимают. У Алисы был специальный комплект карточек для садика. Но когда она поняла, что там ими не пользуются, все застопорилось. Не получается развиваться, если делаешь это только дома.
Спустя года полтора после введения карточек, Алиса начала осознанно произносить слова, называя именно то, что она хочет. Она стала приходить ко мне, например, с планшетом и просить повторить какое-то слово, которое ей очень понравилось, чтобы и она его смогла сказать. Алисе стало интересно, что слова могут еще звучать, что у картинки есть название.
Когда Алиса только начала выговаривать слова, они у нее были четкие, но совершенно не привязаны к предметам. А когда начала делать это осознанно, когда поняла, что надо что-то сказать, и тогда ты получишь желаемое, ей стало сложно. Но по слогам она выговаривает слова.
Сейчас перед нами встал вопрос: как совместить карточки и слова, чтобы и одно не потерять, и развиваться дальше. Ведь когда включаешь речь после карточек, то в каком-то смысле делаешь шаг назад в интеллектуальном плане. Ребенок застопоривается на предмете вместо того, чтобы строить предложения.
И теперь, чтобы отладить этот процесс, я буду активно учиться. Уже записалась на вебинары в «Социальную школу Каритас».