Новости и анонсы

«Куда мы поедем на этот раз — её выбор». История Лизы Кадциной

Лизе 10 лет, она активный, любознательный ребёнок, несмотря на особенности. Но родителям сложно её понять, ведь сказать про свои чувства словами, как мы, Лиза не может. Историю девочки, которая впервые начала общаться, осознавать себя и свои эмоции, рассказывает её мама Елена Кадцина.

Как мы общались до АДК?

Раньше Лиза практически не использовала в общении жесты — у неё есть проблемы с координацией и мелкой моторикой. Дочке приходилось много вокализировать, криками и тоном голоса давать понять, что ей нужно. А мы старались угадать: каждый раз, исходя из ситуации, перечисляешь варианты, думаешь, переживаешь, что же это может быть. Иногда она пыталась показать свои желания взглядом, указать, но всё это сильно её ограничивало.

Такое общение требовало много времени и терпения — и создавало много напряжения.
Напряжение было и у ребёнка, и у меня. Из-за того, что Лиза не может донести, что она хочет, а я не могу этого понять. Были моменты, когда Лиза себя кусала. Так она сердилась на то, что её не понимают.
Когда мы ввели первые символы АДК из базового словаря и у Лизы появилась возможность сказать о своих эмоциях, символ «Злой» стал её любимым на целый месяц. Ты думаешь, что понимаешь своего ребёнка, и вдруг оказывается, что понимаешь не до конца. Представляете, сколько обид и переживаний в ней было накоплено, что она месяц показывала мне, по поводу и без, этого сердитого человечка?
Потом стали разбираться: кто тут сердитый? Игрушки сердились. Лиза сердилась. И мама. Она так часто показывала этот символ — у неё все вокруг сердились.

Сейчас прошло три месяца, и она позабыла про этого персонажа. У неё есть другие символы, поинтересней, и совсем другие эмоции, которые она учится понимать. А напряжение и агрессия ушли.
Забегая вперёд, скажу: когда мы начали использовать символы АДК, где тоже есть жесты, она начала их повторять. У неё нескладно, но всё же выходит жест «Плохо» (палец вниз). Когда она нашкодит — например, что-нибудь прольёт, то показывает этот жест: «Мол, мама, нехорошо я сделала?». Она сама понимает и ей важно мне это показать. Представляете, и не надо ругать ребёнка (смеётся).

«До АДК было не общение, а инструктаж»

Многие родители — и я не исключение — мы всё время ищем то, что могло бы помочь нашим неговорящим детям. С Лизой мы были во многих местах — детский сад, школа, реабилитационные центры, санатории... Но специалиста по АДК найти не смогли. В Перми есть специалисты, но неговорящие дети — такая тема, где педагогов мало.

Общее представление о системе АДК у меня было, и мы даже пытались вводить её самостоятельно. Начинали с PECS. Казалось, что Лизе это подошло, но после первых символов мы забуксовали: не было системы, порядка и понимания, что делать дальше. После нескольких безуспешных попыток, как раз в то время, когда я была на грани отчаяния, я нашла ВКонтакте «Социальную школу Каритас».
Когда нас взяла на сопровождение Мария Константиновна Филиппова, я быстро поняла, что это большой профессионал. С первых консультаций возникло доверие, понимание. Она очень тонко, чётко и деликатно нас вела. Понимала, как мне сложно осваивать новый язык.
Пожалуй, самым трудным было перестроить саму себя и нашу с Лизой привычную коммуникацию. У нас была не коммуникация, а инструктаж. Говоришь: «Одеваемся, идём туда-то». Минимум выбора и обсуждений.
Было много сопротивления, Лиза протестовала. Когда тебя не понимают и без конца что-то требуют, тебе не хочется это делать. Все инструкции, которые я давала, часто встречали сопротивление. Мне приходилось Лизу как-то организовывать, это требовало колоссальных физических и эмоциональных усилий. Например, куда-то поехать было для нас проблемой. Даже в те места, которые она любит, было сложно собраться, дочь не понимала, куда мы идём.

До символов АДК нам было очень сложно выстроить диалог. Сейчас всё по-другому. Конечно, АДК требует времени и усилий, прежде всего от родителей. Всё время надо за собой наблюдать, следить за паузами, давать инициативу ребёнку. Раньше я всё определяла «как мама» — за неё.
Лиза мало что могла решать. А ведь это отдельная личность, и у неё есть свои желания. Она может себя плохо чувствовать и должна иметь возможность сказать об этом.

Две истории

Как и все дети, Лиза не любит стоматологов. Дочку всегда было трудно организовать: когда она попадает в новое пространство, начинает всё исследовать, заходить в каждую дверь. А на приёме крепко сжимает зубы и отказывается открывать рот. Обычно мы ходили к врачу втроём, с папой, и нам нужно было зорко следить, чтобы Лиза не удирала из кабинета.

Недавно я и Лиза были у стоматолога, с собой был только базовый словарь. Раньше я не понимала её эмоций и побуждений. А тут она показала мне символ: «Взволнован». В тот момент я увидела, что она просит о помощи. Я ответила ей, что доктор только посмотрит зубки, что волноваться не нужно. В тот день Лиза с помощью символов смогла объяснить мне, что она чувствует, а я — смогла её успокоить. Мы справились вдвоём.
У Лизы есть младший брат Серафим. Однажды он что-то увлечённо мне рассказывал, Лиза была рядом и показала нам символ «Говорить». Я ответила: «Да, Лиза, мы общаемся. У Серафима есть язык, у меня есть язык. А ты можешь говорить символами — пока твой язычок не работает». И дочка тотчас указала на символ: «Грустно». Это был очень эмоциональный момент. Я поняла: она переживает. Что не может общаться с братом, со мной, с другими так же. Каково же ей было, когда в нашей жизни не было АДК?

«Дочь сама смогла сказать, куда хочет поехать этой весной»

Прошло всего три месяца, как мы стали использовать АДК. Я с радостью наблюдаю, как меняется мой ребёнок. Даже, казалось бы, в мелочах.

Отношения с едой стали намного проще. Раньше Лиза ела всё, что дают. И ела очень много: как будто она не чувствовала ни вкуса пищи, ни насыщения. Когда появились символы, она стала прислушиваться к себе и выбирать, что ей нравится. Уменьшились объёмы еды и появилась улыбка.

На днях я в очередной раз думала: куда мы поедем на реабилитацию этой весной? У нас есть место, которое мы называем «дом счастья», Лизе там очень нравится. Мы добавили такой символ в таблицу выбора. И она мне его в последнее время часто стала показывать. Если бы не её упорство, я бы придумала что-то другое.

Куда мы поедем в этот раз — это был её выбор.
АДК — это ведь не только про то, как понять своего ребёнка. Это про его самоощущение. Лиза стала ощущать себя как отдельный человек. Стала понимать свои эмоции и желания.
Однажды, когда я дала Лизе выбрать, чем заняться — играть или читать — она выбрала второе. «Хорошо», — говорю, — «Давай будем читать». Тут же она меняет своё решение и показывает «Играть». Я переспрашиваю. Потом снова выбирает другой вариант и наблюдает за моей реакцией. Проверяет меня. Как будто сама не может поверить, что её желания слышат.

О поддержке специалистов СШК

Возвращаюсь к теме сопровождения. Я всегда говорю, что освоение АДК — это не спринт, а марафон. Здесь нужно рассчитывать силы.

Я, например, знаю, что надо вести дневник коммуникации. Но в ежедневных заботах забываю это делать. Когда ты один, не видишь те успехи, которые есть. Ведь с особым ребёнком они теряются в будничной суете и кажутся совсем небольшими. Мария Константиновна на всех этапах меня поддерживала, постоянно давала обратную связь. У меня были консультации с эрготерапевтом и психологом. Поддержка специалистов оказалась очень важной — так я замечала точки роста.
Консультации в «Социальной школе Каритас» — это не только про АДК. Это про диалог, интересы и потребности ребёнка. Про уважение и любовь к нему. Это вдохновляет нас, родителей, и даёт силы идти вперед.
Онлайн-формат наших встреч, кстати, оказался вполне рабочим и эффективным. Мы закончили сопровождение, но продолжаем встречаться со специалистом по АДК и другими родителями в Школе коммуникативного партнёра.

P.S. Родителям особых детей

Я себя ругала, что недостаточно делаю для Лизы. Но потом поняла, что главное — идти, пусть и не быстро. У каждого свой темп и возможности, кто-то может больше времени уделить освоению АДК, кто-то меньше. Важно делать это с любовью. К себе и ребёнку. И он обязательно увидит, что ты делаешь шаги — и сделает шажок навстречу.
Рассказываем о возможностях АДК при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» и Фонда президентских грантов. #КлючКОбщению
Чтобы записаться на консультацию с АДК-специалистом, заполните подробную анкету на нашем сайте.
2025-04-23 12:00 новости для родителей для специалистов Материалы Центр АДК ФП Интервью