Школа коммуникативного партнера — это еженедельные онлайн-встречи специалиста по АДК и родителей, дети которых вместе с нами освоили или продолжают осваивать систему альтернативной и дополнительной коммуникации. Это встречи, которые помогают семье понять, как лучше общаться со своим особым ребенком. О формате Школы — в нашем материале.
На вопросы отвечает специалист по АДК «Социальной школы Каритас», логопед-дефектолог, ведущий Школы коммуникативного партнера Мария Филиппова. Читайте также отзывы участников Школы.
— Мария, как проходят встречи?
— Мы разбираем практические вопросы использования АДК. Например, семья, которая недавно с нами и почти ничего не знает про АДК, теряется в информационном поле. Для них очень важно знать, что же из этого миф, а что — реальность. Поскольку родители часто взаимодействуют с разными специалистами по вопросам здоровья и развития детей, они могут столкнуться с разными мифами. Например, что АДК мешает развитию речи — а это не так. На первых встречах мы это подробно обсуждаем.
Помимо этого, мы говорим о том, как моделировать, и учимся этому прямо во время встреч. Родители общаются друг с другом, используя средства АДК. Это сложно, волнительно. И сначала получается довольно неестественно. Но это очень хорошая возможность, чтобы попробовать свои силы и научиться. Потому что все родители находятся примерно в одной ситуации: у всех есть проблемы с тем, чтобы научиться пользоваться новым средством для общения, включить его в повседневную жизнь.
А еще встречи Школы коммуникативного партнера мотивируют родителей учить язык АДК и менять многое к лучшему в общении с ребенком. Главная задача Школы — дать родителям не просто знания, а уверенность. В себе, в своем ребенке, в том, что коммуникация возможна.
Помимо этого, мы говорим о том, как моделировать, и учимся этому прямо во время встреч. Родители общаются друг с другом, используя средства АДК. Это сложно, волнительно. И сначала получается довольно неестественно. Но это очень хорошая возможность, чтобы попробовать свои силы и научиться. Потому что все родители находятся примерно в одной ситуации: у всех есть проблемы с тем, чтобы научиться пользоваться новым средством для общения, включить его в повседневную жизнь.
А еще встречи Школы коммуникативного партнера мотивируют родителей учить язык АДК и менять многое к лучшему в общении с ребенком. Главная задача Школы — дать родителям не просто знания, а уверенность. В себе, в своем ребенке, в том, что коммуникация возможна.
Анна Захарова, мама Артема:
По средам в Школе проходят онлайн-встречи с родителями, которые используют АДК. Это безумно интересно — находиться в обществе единомышленников. Делиться новыми достижениями, обмениваться опытом, не бояться обсудить, если что-то не получается, задать вопросы. Ты знаешь, что тебя обязательно поддержат, тебе помогут и подскажут.
Моя история такая: полтора года назад мы впервые обратились в «Социальную школу Каритас», после чего наш мир разделился на до и после. Артему 13, он не пользуется речью, из-за этого было много проблем. К сожалению, до СШК нам не попадались на пути люди, которые умели работать с АДК. Конечно, я пыталась сама что-то изучить в интернете, читала литературу... Но без поддержки все это не получалось правильно применить.
В СШК умеют объяснять, уважают и поддерживают. Сын научился рассказывать миру о своих желаниях и чувствах. Да, не голосом, но теперь понять его могут все. Я и Артем очень рады, что у нас есть такая возможность: взрослеть и идти дальше вместе с вами.

— О чем вы говорите в Школе?
— Мы вместе обсуждаем процесс общения с пользователями АДК. То, с какими трудностями сталкиваются родители. Как можно улучшить взаимодействие? Как дать больше инициативы ребенку в процессе общения? Как не свести общение к инструкциям? Почему у всех разные словари и растут они с разной скоростью?
Мы обсуждаем всем нам нужные программы и приложения для общения, рекомендуем друг другу разные интернет-ресурсы, которые помогают осваивать АДК. Иногда проводим встречу в формате мастер-класса: например, составляем словари, делаем коммуникативные таблицы. Кстати, сейчас мы работаем над улучшением формата Школы — скоро будет кое-что новое и полезное.
Мы говорим и о важных этических моментах: например, об уважении к личности неговорящего человека — пользователя АДК. Школа учит не просто «показывать картинки», а выстраивать диалог, где у ребенка есть право голоса.
Мы обсуждаем всем нам нужные программы и приложения для общения, рекомендуем друг другу разные интернет-ресурсы, которые помогают осваивать АДК. Иногда проводим встречу в формате мастер-класса: например, составляем словари, делаем коммуникативные таблицы. Кстати, сейчас мы работаем над улучшением формата Школы — скоро будет кое-что новое и полезное.
Мы говорим и о важных этических моментах: например, об уважении к личности неговорящего человека — пользователя АДК. Школа учит не просто «показывать картинки», а выстраивать диалог, где у ребенка есть право голоса.
— Почему мы решили запустить такой формат?
— Потому что очень часто родитель остается один на один со своей проблемой. На встречах Школы родители получают поддержку друг от друга: делятся опытом, обсуждают трудности и успехи, чувствуют, что не одиноки. Участники вдохновляют друг друга.
Когда рядом есть специалист по АДК — да, это здорово. Но когда ты чувствуешь поддержку от других родителей — это совсем другой уровень. Я знаю, что многие подружились благодаря этим встречам и продолжают общаться вне Школы.
Когда рядом есть специалист по АДК — да, это здорово. Но когда ты чувствуешь поддержку от других родителей — это совсем другой уровень. Я знаю, что многие подружились благодаря этим встречам и продолжают общаться вне Школы.
Елена Кадцина, мама Лизы:
Самое главное в семье с особым ребенком — это не сдаваться. Формат Школы коммуникативного партнера очень нужен: примеры других мам, достижения их детей — это то, что мотивирует меня двигаться дальше. На встречах я всегда получаю много актуальной и полезной информации. Специалисты СШК открыты к диалогу, любая мама может предложить ту тему, проблему, которая для нее актуальна сейчас. Кроме этого, в чате мамы активно делятся своими материалами, видео. Вместе намного легче двигаться по пути АДК.
Моей дочке 10 лет, и она не говорит. Совсем. Наше сопровождение в СШК — невероятная удача, возможность лучше понять своего ребенка, а для него — высказаться и услышать, что его поняли. Это фундамент для будущего. Во-первых, методика и подход, который использует СШК — это про ребенка, его потребности и коммуникацию с ним. Дочка сама берет наши таблицы, ее не надо заставлять, у неё есть мотивация: ведь так ее лучше понимают. Во-вторых, какие прекрасные педагоги с нами работают, профессионалы, и как они любят детей! В-третьих, этот проект для нас бесплатный, и это очень важно, по крайней мере для нашей семьи. С АДК работает не так много специалистов, я желаю «Социальной школе Каритас» развития, расширения и, конечно, финансовой поддержки на постоянной основе.
— Как вы поняли, что формат Школы откликнулся родителям?
— Однажды к нам присоединилась мама, которая очень-много-переживала. Ей казалось, что ничего не получается. Изучая со своим ребенком АДК, она не видела положительных моментов — сосредотачивалась только на негативных.
Я много раз говорила ей слова поддержки. Обращала внимание на динамику, хвалила. Но этого было мало. Когда она пришла на встречи Школы коммуникативного партнера, то сказала другим: «Как у вас все здорово. А у нас так не получается...». Потом описала ситуацию; родители стали отвечать: «Посмотрите: но ведь это у вас уже сделано! Это уже получилось! Вы же молодец».
Я помню, как менялось лицо мамы… Когда она получила поддержку от своих.
Я много раз говорила ей слова поддержки. Обращала внимание на динамику, хвалила. Но этого было мало. Когда она пришла на встречи Школы коммуникативного партнера, то сказала другим: «Как у вас все здорово. А у нас так не получается...». Потом описала ситуацию; родители стали отвечать: «Посмотрите: но ведь это у вас уже сделано! Это уже получилось! Вы же молодец».
Я помню, как менялось лицо мамы… Когда она получила поддержку от своих.
— Получается, встречи в онлайн-формате стали местом для вдохновения?
— Да, и это очень важно для родителей из небольших городов, где нет АДК-специалистов. Где мама особого ребенка не знает, куда пойти, кому задать вопросы. Некоторые родители говорили мне, что встречи Школы коммуникативного партнера — это такой мотиватор на неделю. Появляются классные идеи и энергия для обучения общению с помощью АДК.
Вообще каждый получает здесь что-то свое. Кто-то — практические вещи: например, все про-это-сложное-моделирование. Другие — понимание, что у них есть такая важная и нужная поддержка. Что существуют мамы, которые на моей стороне.
Вообще каждый получает здесь что-то свое. Кто-то — практические вещи: например, все про-это-сложное-моделирование. Другие — понимание, что у них есть такая важная и нужная поддержка. Что существуют мамы, которые на моей стороне.
Юлия Маковская, мама Миланы:
В Школе коммуникативного партнера каждая мама может поделиться своими мыслями, переживаниями, историями об удачах и неудачах в использовании АДК, сложностями, с которыми сталкивается, радостями большими и маленькими. И ты знаешь, что тебя услышат и поймут.
Когда я слушаю опыт других мам, это меня вдохновляет, дает мне сил не опускать руки, идти дальше, ощутить, что я не одна. Лично я чувствую не изолированность от общества, а принадлежность. Нас много, мы живем в разных городах, мы используем АДК. И мы не сдаемся.

Школа коммуникативного партнера — это не просто обучение, а сообщество, где родители находят понимание, практические инструменты и силы двигаться дальше. Здесь учат не только «как говорить», но и «как слышать» своего ребенка.
Родители видят, что они не одни, а их усилия меняют жизнь детей к лучшему.
Родители видят, что они не одни, а их усилия меняют жизнь детей к лучшему.
Как попасть в Школу коммуникативного партнера?
В Школу мы приглашаем семьи, которые прошли у нас сопровождение со специалистом по АДК. Для записи на первичную консультацию, пожалуйста, заполните подробную анкету по ссылке.
Реализуем проект Школы и рассказываем про возможности АДК при поддержке фонда «Абсолют-Помощь» и Фонда президентских грантов. #КлючКОбщению #ЦентрАДК