Ребенок никогда не заговорит? Маленьким детям не нужны средства АДК? Неговорящие люди ничего не понимают? Разбираем мифы вместе со специалистами «Социальной школы Каритас».
Это распространенное заблуждение, в которое верят даже некоторые дипломированные специалисты. Наш четырехлетний Илья – живое опровержение мифа.
На момент обращения мальчику было два с половиной года. Дизартрические нарушения, говорит лишь несколько слов, зато какое желание коммуницировать! Илья мечтал общаться, пытался наладить взаимоотношения с окружающими, но его не всегда могли понять.
Один из специалистов запретил семье обращаться к альтернативной коммуникации, в частности, к жестам (ведь так ребенок якобы никогда не заговорит!), но наша ищущая мама его не послушала и пришла к нам.
Сейчас ребенок уже может говорить вербально. У него уже есть качественно звучащие и довольно сложные слова.
Общение возможно в любом возрасте с любым человеком, а способ будет зависеть от уровня его коммуникативного развития.
Сейчас у меня на сопровождении 39-летний мужчина. Его мама обратилась за помощью в налаживании взаимодействия с сыном.
Их семья – наглядный пример того, что общаться (наладить взаимодействие) никогда не поздно!
Когда мама обратилась с сыном с ТМНР, сильным снижением зрения и РАС, нельзя было даже до конца определить, есть ли у подростка намеренная коммуникация. От них отказывались в школах и специализированных центрах, мама сталкивалась с критикой и осуждением.
Мы вместе выявили сильные стороны мальчика, я посоветовала, как адаптировать среду, какие бесплатные материалы по теории АДК прочитать у нас на сайте. Наша ситуация – это тот редкий случай, когда всего одна консультация может изменить жизнь ребёнка и всей семьи.
Недавно, спустя почти 1.5 года после первой консультации, мы провели с мамой повторную консультацию, чтобы уточнить текущий коммуникативный уровень ребенка и разобрать возникшие вопросы.
Сейчас однозначно можно сказать, что мальчик намеренно коммуницирует, активно использует символы, коммуникативные кнопки и даже иногда составляет фразы!
Предлагаю вам провести эксперимент: понаблюдайте за коллегами и своими детьми. Как они общаются? Используя только слова? Или в ход идут жесты, мимика, язык тела, взгляд, различные устройства, фотографии? Уверяю вас, вы обнаружите, что в каждом диалоге есть все коммуникативные функции.
Ко мне на консультации приходит четырнадцатилетний Коля, который может показать «нет» пятью разными способами: указать на символ, написать слово по буквам, покачать головой, сказать, а также набрать на планшете. Все способы общения наших ребят мы понимаем и принимаем.
Приведу в пример Сережу. Он пришел к нам в СШК в первый раз. Во время общения с молодым человеком и его педагогом, мы узнали, что он активный пользователь смартфона, у него большой словарный запас, он любит онлайн-шоппинг и отлично распределяет свой бюджет. Поэтому мы сразу начали с планшета.
Для некоторых ребят использование коммуникативных таблиц или кнопок не будет эффективным, то есть не будет способствовать развитию языка, в отличие от высокотехнологичных средств.
Высокотехнологичные средства позволяют использовать гораздо больший по объему словарь, который можно применять во всех жизненных ситуациях. Кроме того, пользователь может самостоятельно пополнять словарь необходимыми символами.
Есть случай из моей практики – Даша Соколова. Возможно, кто-то уже читал ее историю на нашем сайте. У Даши ДЦП, она не ходит, не сидит самостоятельно и во многом ей нужна поддержка других. Если встретиться с девочкой впервые, и при ней не окажется коммуникативных средств, то может сложиться неправильное впечатление о том, что ребенок очень ограничен.
Но когда у нее появляется средство общения, окружающие забывают о любых ограничениях. Даша может писать, читать, сочинять стихи и сказки, с удовольствием изучает английский язык, с помощью мамы передает записки на уроках, а на переменах одноклассники катают ее коляску, общаются и играют.
Недавно она окончила второй класс в общеобразовательной школе и единственная из всех ребят получила похвальный лист за обучение на одни «5». Да. Не сказав ни единого слова!
Читайте также: