Мы, конечно, обсудили конкретные случаи, как помочь посетителям. Например, есть девушка, у которой коммуникация сама по себе очень ограничена – может говорить в ответ на вопрос, но сама коммуницирует очень мало и дается ей это сложно. В разговоре выяснилось, что она отлично использует в своей жизни гаджеты – и стало понятно, что здесь подойдет коммуникативное приложение. Под каждую активность тоже можно придумать подходящую поддержку. Например, если это рукоделие – можно сделать визуальный алгоритм, чтобы облегчить восприятие процесса. Кроме того, само пространство можно улучшить – люди приходят туда регулярно и находятся там почти весь день. Зоны, шкафы и ящики можно промаркировать визуальными символами («Туалет», «Столовые приборы», «Нитки»). Создать коммуникативные средства для общения и обсуждения в свободное время – для того же посещения столовой можно сделать таблицы для общения. А социальные истории и алгоритмы помогут в самых повседневных вещах: как мыть руки, как пользоваться туалетом, как вешать одежду в гардероб. Оказалось, что потребность в такой поддержке понимали давно, но не знали до конца, как это сделать. Поэтому мы разобрали все возможные способы!
Этика общения с человеком с нарушениями развития – это не только вопрос вежливости. Есть определенные особенности, которые нужно просто знать: то же удержание паузы – зачем и почему оно нужно? Если этого не понимать, кажется, что это не очень и существенно, хотя на самом деле это очень важно. Чтобы успешно коммуницировать с людьми с нарушениями, надо начать с себя – минимизировать свою речь, уметь ждать ответ, моделировать, реагировать на любые сигналы и так далее. Словом, быть чутким коммуникативным партнером, – Наталья Заморова, нейропсихолог, АДК-специалист «Социальной школы Каритас».
Смотрите также