Фрагмент статьи «Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации для формирования социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра» из сборника статей конференции «Альтернативная и дополнительная коммуникация: пространство диалога» (2017):
<...> Нарушение социального взаимодействия является основной чертой аутизма, мешающей ребенку выстраивать отношения с другими людьми и социализироваться в обществе. Согласно психологической теории аутизма социальное взаимодействие детей с РАС имеет следующие особенности [1]:
● Недостаточное осознание существования других людей и их чувств, зачастую неспособность к социальной взаимности и эмоциональному сопереживанию (человек воспринимается как объект, чьи чувства и страдания игнорируются).
● Искаженное переживание страдания (ребенок не обращается за утешением к близкому взрослому, даже если он испытывает боль или чувствует себя некомфортно, а ищет успокоения стереотипным образом: раскачивание, повторение одних и тех же слов и т. п.).
● Нарушение процесса подражания. При нормальном развитии ребенок подражает действиям взрослых и старается перенять социальный опыт, ребенок с РАС испытывает затруднения в этом и зачастую механически имитирует действия вне контекста социальной ситуации.
● В игровой деятельности ребенок с РАС предпочитает предметные игры (выстраивание «рядов» из разных предметов, манипулятивные действия с предметами) и избегает коммуникативных. Других детей или взрослых они могут привлекать в качестве «механических средств» для действий с предметами.
● Отсутствие способности к играм социальной имитации.
● Недостаточное понимание норм социального взаимодействия, их абстрактной составляющей (с трудом принимают динамику социальных процессов или спонтанные ситуации, что может выражаться в асоциальных поведенческих реакциях).
Помимо сложностей в выстраивании социального взаимодействия данная категория детей имеет нарушение процесса сенсорной интеграции и трудности в понимании социальных ожиданий, правил и речевых инструкций, что необходимо учитывать при организации педагогической работы с данной категорией детей в группе с другими детьми. При этом, дети с РАС отличаются хорошим пониманием визуальной информации, что является, несомненно, их сильной стороной, на которую нужно опираться педагогу в своей работе.
На площадке ГБОУ школы №25 дети с РАС, обучающиеся по адаптированной общеобразовательной программе (вариант 8.1 и 8.2) интегрированы в группы вместе с детьми, имеющими сенсомоторные и интеллектуальные нарушения. Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации (ААК) является необходимым условием для организации социального взаимодействия внутри детского коллектива. Средства альтернативной коммуникации (жесты, фотографии, картинки-символы, устройства для генерации речи и т. п.) в образовательном учреждении используются не только для организации коммуникативного диалога, но и для структуризации школьной среды, что в свою очередь, позволяет избегать спонтанных ситуаций, снизить тревожность и частоту случаев проявления проблемного поведения.
Ребенку с аутизмом трудно ориентироваться в больших и открытых пространствах, поэтому пространственно-временная организация среды в образовательном учреждении, где обучаются такие дети, является неотъемлемым условием педагогической работы. Помимо материальных границ, которые помогли бы ребенку с РАС понять, где учебная зона, где зона игры, а где можно отдохнуть или уединиться, необходимо обозначить визуальные границы, которые служили бы визуальными подсказками для ребенка и помогали ему ориентироваться в пространстве. Визуальные границы для детей с РАС можно обозначать при помощи, фотографий, картинок-символов (система символов PCS), слов.
Чтобы структурировать время и сделать событийный ряд в школе понятным для ребенка, эффективным приемом является визуализация расписания уроков, режимных моментов, а также содержания самого урока при использовании средств ААК. Данная технология введена в систему педагогической работы ГБОУ школы №25. Следует отметить, что визуализация упражнений, которые должен выполнить ученик, позволяет ребенку с РАС понять, чем он будет заниматься в ходе того или иного урока, увидеть границы занятости и перспективу конечного результата, что делает события, происходящие в школе, для него понятными и предсказуемыми.
Вовлечение ребенка с расстройством аутистического спектра происходит как в предметно-практическую деятельность, в ходе которой усваиваются знания, умения, навыки, присваивается человеческий опыт, так и в деятельность по овладению нормами человеческих взаимоотношений, в ходе которой ребенок усваивает систему социальных отношений. Указанные виды деятельности требуют выполнения определенной последовательности действий. Учащимся с РАС трудно запомнить алгоритм действий той или иной деятельности (особенно если это связано с коммуникативным взаимодействием) и в дальнейшем применять его на практике. В этой связи, использование средств ААК для визуализации действий и их последовательности позволяет учащимся лучше понять происходящее и сделать алгоритм действий при формировании, например, социальных навыков, лучше запоминаемым.
В своей работе педагоги тратят много усилий, чтобы понять ребенка, его желания и потребности, но тому, насколько понятным для такого ребенка является сам педагог, его слова и действия, зачастую не придается должного значения. Хотя с понимания, как процесса получения осмысленного ценностно нагруженного знания, начинается коммуникативный диалог, который предполагает интенсивный творческий поиск согласованных решений в результате взаимодействия всех участников педагогического процесса. С этой целью, учитывая хорошее понимание визуальной информации ребенком с РАС, средства ААК (картинки-символы, жесты и т. п.) используются как, дополняющие речь педагога при организации учебного процесса и режимных моментов.
С понимания начинается коммуникативный диалог, который ребенку с РАС инициировать очень сложно, поэтому работа по мотивации коммуникативной активности, как социального навыка, является важной задачей педагогической работы с данной категорией детей. Как и формирование умений сообщить взрослому о плохом самочувствии или усталости, используя доступные средства коммуникации.
Для обучения неговорящих детей коммуникативному взаимодействию в ГБОУ школе №25 используются средства альтернативной и дополнительной коммуникации такие как: жесты, устройства для генерации речи, карточки с символами, индивидуально подобранные в соответствии с особенностями учащегося и контекста образовательной ситуации. В классах, где обучаются дети с РАС, совместно с психологами разработана система мотивации по инициированию коммуникативных умений и желательного поведения, включающая систему поощрений, чтобы повысить частоту проявления того или иного социального навыка. Для одних детей, это пищевые стимулы, для других — возможность поиграть в любимую игру, для третьих — похвала или иная форма социальной оценки достижений.
Таким образом, использование педагогами, другими специалистами и родителями средств альтернативной и дополнительной коммуникации открывает для детей с РАС, особенно для тех, кто не владеет вербальной речью, возможности нормальной социальной активности и способствует становлению субъектности учащегося. Сформированные социальные навыки в период школьного обучения, позволят выпускнику образовательного учреждения участвовать в социальной жизни общества, что является одним из этапов социализации человека с расстройством аутистического спектра.
На площадке ГБОУ школы №25 дети с РАС, обучающиеся по адаптированной общеобразовательной программе (вариант 8.1 и 8.2) интегрированы в группы вместе с детьми, имеющими сенсомоторные и интеллектуальные нарушения. Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации (ААК) является необходимым условием для организации социального взаимодействия внутри детского коллектива. Средства альтернативной коммуникации (жесты, фотографии, картинки-символы, устройства для генерации речи и т. п.) в образовательном учреждении используются не только для организации коммуникативного диалога, но и для структуризации школьной среды, что в свою очередь, позволяет избегать спонтанных ситуаций, снизить тревожность и частоту случаев проявления проблемного поведения.
Ребенку с аутизмом трудно ориентироваться в больших и открытых пространствах, поэтому пространственно-временная организация среды в образовательном учреждении, где обучаются такие дети, является неотъемлемым условием педагогической работы. Помимо материальных границ, которые помогли бы ребенку с РАС понять, где учебная зона, где зона игры, а где можно отдохнуть или уединиться, необходимо обозначить визуальные границы, которые служили бы визуальными подсказками для ребенка и помогали ему ориентироваться в пространстве. Визуальные границы для детей с РАС можно обозначать при помощи, фотографий, картинок-символов (система символов PCS), слов.
Чтобы структурировать время и сделать событийный ряд в школе понятным для ребенка, эффективным приемом является визуализация расписания уроков, режимных моментов, а также содержания самого урока при использовании средств ААК. Данная технология введена в систему педагогической работы ГБОУ школы №25. Следует отметить, что визуализация упражнений, которые должен выполнить ученик, позволяет ребенку с РАС понять, чем он будет заниматься в ходе того или иного урока, увидеть границы занятости и перспективу конечного результата, что делает события, происходящие в школе, для него понятными и предсказуемыми.
Вовлечение ребенка с расстройством аутистического спектра происходит как в предметно-практическую деятельность, в ходе которой усваиваются знания, умения, навыки, присваивается человеческий опыт, так и в деятельность по овладению нормами человеческих взаимоотношений, в ходе которой ребенок усваивает систему социальных отношений. Указанные виды деятельности требуют выполнения определенной последовательности действий. Учащимся с РАС трудно запомнить алгоритм действий той или иной деятельности (особенно если это связано с коммуникативным взаимодействием) и в дальнейшем применять его на практике. В этой связи, использование средств ААК для визуализации действий и их последовательности позволяет учащимся лучше понять происходящее и сделать алгоритм действий при формировании, например, социальных навыков, лучше запоминаемым.
В своей работе педагоги тратят много усилий, чтобы понять ребенка, его желания и потребности, но тому, насколько понятным для такого ребенка является сам педагог, его слова и действия, зачастую не придается должного значения. Хотя с понимания, как процесса получения осмысленного ценностно нагруженного знания, начинается коммуникативный диалог, который предполагает интенсивный творческий поиск согласованных решений в результате взаимодействия всех участников педагогического процесса. С этой целью, учитывая хорошее понимание визуальной информации ребенком с РАС, средства ААК (картинки-символы, жесты и т. п.) используются как, дополняющие речь педагога при организации учебного процесса и режимных моментов.
С понимания начинается коммуникативный диалог, который ребенку с РАС инициировать очень сложно, поэтому работа по мотивации коммуникативной активности, как социального навыка, является важной задачей педагогической работы с данной категорией детей. Как и формирование умений сообщить взрослому о плохом самочувствии или усталости, используя доступные средства коммуникации.
Для обучения неговорящих детей коммуникативному взаимодействию в ГБОУ школе №25 используются средства альтернативной и дополнительной коммуникации такие как: жесты, устройства для генерации речи, карточки с символами, индивидуально подобранные в соответствии с особенностями учащегося и контекста образовательной ситуации. В классах, где обучаются дети с РАС, совместно с психологами разработана система мотивации по инициированию коммуникативных умений и желательного поведения, включающая систему поощрений, чтобы повысить частоту проявления того или иного социального навыка. Для одних детей, это пищевые стимулы, для других — возможность поиграть в любимую игру, для третьих — похвала или иная форма социальной оценки достижений.
Таким образом, использование педагогами, другими специалистами и родителями средств альтернативной и дополнительной коммуникации открывает для детей с РАС, особенно для тех, кто не владеет вербальной речью, возможности нормальной социальной активности и способствует становлению субъектности учащегося. Сформированные социальные навыки в период школьного обучения, позволят выпускнику образовательного учреждения участвовать в социальной жизни общества, что является одним из этапов социализации человека с расстройством аутистического спектра.
Фрагмент статьи «Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации для формирования социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра», Котикова О. В., учитель ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга, из сборника «АДК: Пространство диалога»