10 октября — Всемирный день психического здоровья
Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. Оно определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свои способности и собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия каждого человека и эффективного функционирования всего сообщества.
А что имеется ввиду, когда мы говорим о психическом здоровье совсем маленького ребёнка?
Вот какое определение дает одна из крупнейших организаций, занимающихся вопросами психического здоровья детей ZERO to THREE:
Психическое здоровье — это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность исследовать окружение и обучаться. Все эти способности лучше всего проявляются в контексте заботящегося окружения ребенка, которое включает в себя семью, сообщество и культуру.
Уже к концу первого года жизни ребенок формирует первую модель представления о себе, о близком взрослом и определяет модель поведения. То есть он ведет себя на основании того опыта, который он приобрел в течение первого года жизни. Понимание психического здоровья младенцев является ключом к предотвращению и лечению проблем психического здоровья детей и взрослых.
ДК:0-5 – настольная книга для специалистов, работающих с семьями детей младенческого и раннего возраста
Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет (ДК: 0-5) – это признанная международным научным сообществом, современная, научно обоснованная классификация нарушений психического здоровья и развития младенцев и детей от 0 до 5 лет.
DC:0-5 описывает структуру постановки диагноза, основанного на многомерном анализе развития, отношений и особенностей жизни ребенка в разных контекстах. Анализ и оценка строятся на основании так называемых Осей (I-V), где Ось I посвящена клиническим расстройствам, а остальные – контексту, в котором особенности расстройства проявляются. Классификация расширяет возможности специалистов по предотвращению, диагностике и лечению проблем с психическим здоровьем в самые ранние годы за счет выявления и описания расстройств, не охваченных другими классификациями, и описания эффективных подходов к вмешательству.
DC:0-5 описывает структуру постановки диагноза, основанного на многомерном анализе развития, отношений и особенностей жизни ребенка в разных контекстах. Анализ и оценка строятся на основании так называемых Осей (I-V), где Ось I посвящена клиническим расстройствам, а остальные – контексту, в котором особенности расстройства проявляются. Классификация расширяет возможности специалистов по предотвращению, диагностике и лечению проблем с психическим здоровьем в самые ранние годы за счет выявления и описания расстройств, не охваченных другими классификациями, и описания эффективных подходов к вмешательству.
Доцент СПбГУ Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов о психическом здоровье младенцев и детей раннего возраста:
Психическое здоровье ребенка – это, прежде всего, состояние, при котором ребенок развивает способность формировать близкие и безопасные отношения с родителями или заменяющим родителей близким взрослым. Это состояние, при котором ребенок испытывает, выражает, регулирует эмоции, исследует окружающий мир и учится в той мере, в которой позволяют его возможности в раннем возрасте. Несомненно, что становление психического здоровья связано во многом с тем контекстом, в котором развивается ребенок. С контекстом заботы, взаимодействия с родителями, с контекстом отношений в семье, более того, с культуральным контекстом и широким социальным окружением ребенка.
Клинический психолог Шахноза Насретдинова о работе с ДК: 0-5:
Классификация помогает систематизировать информацию о семье и ребенке, дает опорные точки при диагностике и это позволяет нам глубже, полнее анализировать случай. Каждый из этих аспектов (осей) жизни ребенка имеет важное значение для его психического здоровья. Родителей могут удивить наши вопросы на консультациях: зачастую не так важно, как много игрушек в доступе у ребенка или какие развивающие занятия он посещает; при этом мы точно спросим об окружении, социально-эмоциональном опыте ребенка, о рождении и качестве отношений с родными.
Смотрите также