Новости и анонсы

Как игра создает пространство для общения на консультации? Рассказывает Наталья Заморова

Маше 7 лет, у неё генетические особенности. В Центр Альтернативной и Дополнительной Коммуникации она пришла как неговорящий ребенок. У неё были свои звукоподражательные слова и несколько жестов, которые она придумала сама. Всё это родителям и окружающим нелегко «разгадать», что и стало главной трудностью в общении. Наталья Заморова рассказала, каких результатов удалось достичь за 3 месяца.
Мы начали с того, что ввели жестовую речь. Такие основные слова, как приветствие, прощание, ещё и другие. Одновременно начали вводить символическую речь, потому что увидели, что на символы у Маши очень хороший отклик – это ей интересно, это её завлекает. Сейчас у неё с собой всегда коммуникативная книга, с помощью которой она может сказать гораздо больше. Маша хорошо понимает, но у неё есть особенности внимания, что затрудняет работу с символами. Иногда она может устать от целой коммуникативной доски, поэтому у неё с собой всегда есть книга с отдельными символами. Например, когда она переутомляется, внимание чуть-чуть рассеивается и отдельные символы в таком случае отлично помогают.
Каждому ребенку важно делать то, что ему нравится. Например, Маша любит игры с куклами. Мы заранее готовим коммуникативную доску с нужным набором слов, с помощью неё оговариваем всё, что можно делать с куклами: поить, ходить гулять, расчесывать. Кто из нас и что будет делать в этой игре. Чуть позже мы добрались до нашей АДК-игры магазин, которая произвела неизгладимое впечатление! Она играет целый цикл: составляет список покупок, покупает, пробивает на кассе и оплачивает картой. И, конечно, во всей этой игре важно видеть пространство для общения – а какие фрукты ты любишь? А что мы купим маме и папе? А что мы приготовим из бананов? Я – набираю корзинку, ты – оплачиваешь, да? Теперь она легко отслеживает все глаголы: найти, взвесить, положить, оплатить. Сможет использовать их не только в игре, но и в обычной жизни. В этом ведь наша главная цель – чтобы альтернативная и дополнительная коммуникация стала частью жизни, а не «урока» или «занятия».
Общение – в самой игре. Общение – в планировании игры. Кто, чем будет заниматься – она распределяет роли, кто будет покупателем, кто продавцом. Они меняются, что особенно ценно.
Консультации по АДК – это не урок и не занятие. Наша главная задача – найти активность в которой ребенку будет интересно общаться. Например, на сегодня с Машей у меня были другие планы – мы хотели поговорить про осень. Но попробовали разные игры и Маша показала, что хочет играть в магазин. И мы начали, параллельно обсуждая, что любит папа, что любит мама, а что сама Маша. В беседе всегда одно цепляется за другое, и вот мы уже обсуждаем: папа придет с подарком, с большим или маленьким, и маша хочет сделать маме подарок, а какой, маленький подарок. А нет подарка, что можно сделать? А можно показать маме, как сильно ты её любишь. Маша сначала замерла, а потом подбежала к маме и сильно-сильно обняла. Нам надо ловить такие моменты, стараться их обыграть либо символами, либо жестами. Это будет та самая спонтанная коммуникация, которую ребенок освоит и заберет с собой в обычную жизнь.
Сейчас у Маши тотальная коммуникация – она произносит некоторые слова, которые ей поддаются, некоторые заменяет жестами, часто эмоциональными, что совсем не может произнести – быстро ищет в своей книжке и показывает. Свою книжку с символами она, кстати, назвала «Мои слова»!
Консультации в Центре АДК для семей проводятся бесплатно, благодаря пожертвованиям неравнодушных людей и поддержке фондов «Абсолют-Помощь» и Владимира Потанина. Вы можете оформить небольшое, но ежемесячное пожертвование, чтобы мы могли и дальше помогать семьям со всей России понимать и слышать своих особых детей.
Смотрите также
Материалы для специалистов Время АДК Центр АДК ФП