Расстройство сенсорной гиперчувствительности DC: 0-5
Основной характеристикой расстройства сенсорной гиперчувствительности является постоянно присутствующий паттерн преувеличенных, интенсивных или длительных реакций на сенсорный стимул, которые более выражены, чаще проявляются или дольше длятся по сравнению с реакциями детей аналогичного возраста и уровня развития. Сенсорная гиперчувствительность проявляется в более чем одном контексте (например, дома, в детском саду / яслях, в гостях) и может охватывать одну или несколько сенсорных областей (например, тактильную, зрительную, слуховую, вестибулярную, обонятельную, вкусовую, ощущение положения суставов или давления мышц [проприоцептивные ощущения] и от внутренних органов [интероцепция]).
Поскольку существуют индивидуальные различия сенсорной чувствительности, диагноз расстройства ставится, когда сенсорная гиперчувствительность вызывает сильный дистресс или нарушает жизнедеятельность ребенка или его семьи. Эти симптомы не объясняются другими психическим расстройствами (например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); расстройством аутистического спектра (РАС); общим отставанием в развитии (ООР); посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР)), но могут сочетаться с другими психическими расстройствами.
Возраст на момент постановки диагноза: ребенку должно быть как минимум 6 месяцев.
Большинство детей с расстройством сенсорной гиперчувствительности не имеют сопутствующих психиатрических диагнозов. У младенцев с расстройством сенсорной гиперчувствительности могут наблюдаться серьезные нарушения питания, сна, трудности самоуспокоения. В дошкольном возрасте у детей с расстройством сенсорной гиперчувствительности повышен риск развития эмоциональных и поведенческих проблем, а к школьному возрасту могут наблюдаться проблемы с успеваемостью. Нередко у детей с расстройством сенсорной гиперчувствительности выше риск развития тревожных расстройств, а родители маленьких детей с обсессивно-компульсивными расстройствами отмечают очень высокие уровни сенсорной гиперчувствительности
Основной характеристикой расстройства сенсорной гиперчувствительности является постоянно присутствующий паттерн преувеличенных, интенсивных или длительных реакций на сенсорный стимул, которые более выражены, чаще проявляются или дольше длятся по сравнению с реакциями детей аналогичного возраста и уровня развития. Сенсорная гиперчувствительность проявляется в более чем одном контексте (например, дома, в детском саду / яслях, в гостях) и может охватывать одну или несколько сенсорных областей (например, тактильную, зрительную, слуховую, вестибулярную, обонятельную, вкусовую, ощущение положения суставов или давления мышц [проприоцептивные ощущения] и от внутренних органов [интероцепция]).
Поскольку существуют индивидуальные различия сенсорной чувствительности, диагноз расстройства ставится, когда сенсорная гиперчувствительность вызывает сильный дистресс или нарушает жизнедеятельность ребенка или его семьи. Эти симптомы не объясняются другими психическим расстройствами (например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); расстройством аутистического спектра (РАС); общим отставанием в развитии (ООР); посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР)), но могут сочетаться с другими психическими расстройствами.
Возраст на момент постановки диагноза: ребенку должно быть как минимум 6 месяцев.
Большинство детей с расстройством сенсорной гиперчувствительности не имеют сопутствующих психиатрических диагнозов. У младенцев с расстройством сенсорной гиперчувствительности могут наблюдаться серьезные нарушения питания, сна, трудности самоуспокоения. В дошкольном возрасте у детей с расстройством сенсорной гиперчувствительности повышен риск развития эмоциональных и поведенческих проблем, а к школьному возрасту могут наблюдаться проблемы с успеваемостью. Нередко у детей с расстройством сенсорной гиперчувствительности выше риск развития тревожных расстройств, а родители маленьких детей с обсессивно-компульсивными расстройствами отмечают очень высокие уровни сенсорной гиперчувствительности
Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет. — Санкт-Петербург : Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2022
В Диагностической классификации: от 0 до 5 также описаны:
- Алгоритм постановки диагноза,
- Ключевые диагностические характеристики,
- Сопутствующие характеристики, подтверждающие диагноз,
- Особенностях развития и течения,
- Коморбидность,
- Диагностические аспекты, связанные с культуральными особенностями и полом,
- Диагностические аспекты, связанные с полом,
- Факторы риска и прогностические черты,
- Аналоги диагноза в DSM-5 и МКБ-10.
Информируем о важности психического здоровья и развития в раннем возрасте в рамках проекта «Психическое здоровье и ранняя помощь».