Людям с ментальными особенностями гораздо сложнее вступить в диалог – многие из них не используют привычную нам речь для общения. В таких случаях средства альтернативной и дополнительной коммуникации становятся мостиком к общению. Как тотальная коммуникация, интенсивное взаимодействие и активный диалог изменили жизнь Миланы с РАС, рассказывает логопед-дефектолог, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации Мария Филиппова.
Ребята с РАС сильно отличаются друг от друга, и важно понимать, что часть из них не так заинтересована в социальном взаимодействии, как другие дети. Кто-то будет очень активно проявлять эмоции, кто-то будет более закрытым.
Любой ребёнок очень хорошо чувствует, как к нему относится тот, с кем он хочет общаться. Если есть какие-то нюансы взаимоотношений – ребёнок это считает и будет гораздо меньше вступать в контакт.
В общении с АДК мы будем использовать всё, что доступно ребёнку – символы, жесты, язык тела и так далее – потому что тотальная коммуникация – один из самых эффективных из методов.
Для людей с особенностями развития важно научиться делать выбор. Чаще всего так складывается, что многие вещи за них уже решены: что одеть, куда пойти, из какой посуды и что есть. А ведь каждый такой выбор и определяет нашу жизнь.
Когда человеку спокойно и комфортно – он гораздо больше внимания может уделить взаимодействию.
АДК – это язык человека. А освоение нового вида общения всегда непросто (вспомните, как учили иностранный язык). Поэтому при введении АДК ребенок должен видеть, как применяют средство другие люди.
Само интенсивное взаимодействие построено на том, чтобы показать человеку, что он может влиять на происходящее. Интенсивное взаимодействие помогает создать безопасное и комфортное пространство для ребенка – мы показываем «я тебя вижу, слышу и понимаю, я – рядом с тобой».
Многие активности способствуют развитию вербальности: моделирование, чтение вслух, любое обсуждение, пение песен, общение на те темы, которые интересны ребёнку. Не менее важно, чтобы было с кем общаться. То есть собеседник, который будет готов слушать, слышать и также общаться, используя символы.
Смотрите также