Новости и анонсы
2024-07-25 09:26

От отсутствия диалога к вербальной речи: как АДК изменила жизнь Миланы с РАС

Людям с ментальными особенностями гораздо сложнее вступить в диалог – многие из них не используют привычную нам речь для общения. В таких случаях средства альтернативной и дополнительной коммуникации становятся мостиком к общению. Как тотальная коммуникация, интенсивное взаимодействие и активный диалог изменили жизнь Миланы с РАС, рассказывает логопед-дефектолог, специалист по альтернативной и дополнительной коммуникации Мария Филиппова.

Узнать интересы: бережное знакомство

У Миланы прекрасная семья, но из-за ментальных особенностей она не использовала речь для общения – поэтому ей и родителям во многом не получалось друг друга понять. Всё это отзывалось болью, непониманием и переживаниями: и для родителей, и для Миланы.
Ребята с РАС сильно отличаются друг от друга, и важно понимать, что часть из них не так заинтересована в социальном взаимодействии, как другие дети. Кто-то будет очень активно проявлять эмоции, кто-то будет более закрытым.
Милана очень внимательно наблюдает за тем, что происходит вокруг неё, особенно в новой обстановке. Поскольку я была новым человеком, ей было важно, чтобы рядом были мама с папой. Но когда она почувствовала себя спокойно – в свободном пространстве, где не заставляют что-то делать, а она сама всем управляет – стала исследовать его, и мы стали взаимодействовать. У нас получилось с первой встречи наладить контакт и мы нашли то, что ей интересно – это были мыльные пузыри. Я начала использовать жест «ещё» и моделировать с символом «ещё».
Любой ребёнок очень хорошо чувствует, как к нему относится тот, с кем он хочет общаться. Если есть какие-то нюансы взаимоотношений – ребёнок это считает и будет гораздо меньше вступать в контакт.
Милана сама по себе заинтересованная в общении девочка, но ей важно, чтобы у нее был выбор и возможность отказаться, если она не хочет чего-то делать. Когда мы начали вводить те символы, которые ей актуальны и нужны – она поняла, что благодаря им может влиять на то, что происходит вокруг. И это один из важнейших этапов.
Теперь она могла выбрать, каким маршрутом они пойдут домой. Обсудить с мамой, на какую детскую площадку хочет пойти и что она там хочет делать: кататься с горки, кататься на качелях или играть в песочнице? Постепенно сферы использования АДК расширялись – Милана любит готовить, обожает рисовать – и это тоже те моменты, в которых очень здорово встраивалась альтернативная и дополнительная коммуникация. Сейчас Милана, например, может попросить приготовить суп. Раньше она ни разу об этом не просила, но ей захотелось – и благодаря символам у неё есть эта возможность.
В общении с АДК мы будем использовать всё, что доступно ребёнку – символы, жесты, язык тела и так далее – потому что тотальная коммуникация – один из самых эффективных из методов.
Когда Милана пришла к нам, она говорила буквально несколько слов. И не так часто. Сейчас она стала гораздо больше и повторять, и отражать слова – стала чаще вступать в диалог, используя вербальную речь. Но средства АДК всё ещё и нужны в качестве дополнительного способа коммуникации – когда есть новый человек, непривычная обстановка, либо сложная новая ситуация. Нам всем важно знать, что с нами будет происходить, но для многих ребят с РАС это важно настолько, что будет влиять на качество взаимодействия и их эмоциональное состояние. АДК – это знакомая опора, которая поможет лучше сориентироваться.
Ещё важен доступ человека к средству АДК. Если это 20 минут 1-2 раза в неделю, человеку потребуется 72 года, чтобы освоить язык и получить необходимый опыт для свободного общения. Это можно сравнить с иностранным языком – одно дело, когда мы «занимаемся» два раза в неделю, а другое – когда погружаемся и живем в среде носителей.

Дать выбор: и возможность влиять на жизнь

Для людей с особенностями развития важно научиться делать выбор. Чаще всего так складывается, что многие вещи за них уже решены: что одеть, куда пойти, из какой посуды и что есть. А ведь каждый такой выбор и определяет нашу жизнь.
Если обычно дети в какой-то период взросления начинают протестовать, отстаивать свою возможность влиять, говорить «я сам», то ребятам, у которых нарушена или отсутствует речь, это делать в разы сложнее. А ведь это важный этап формирования личности. Только пробуя выбирать, мы можем сформировать интересы и получить опыт, учимся нести ответственность за выбор – понимаем, что нам больше нравится, что нет. Мама стала давать Милане как можно больше выбора – например, чтобы она выбирала сама кружку, из которой хочет пить, и так далее. Инициатива ребенка к диалогу возросла.
С Миланой мы постепенно выбрали темы, находили символы для сложных моментов, где раньше было не договориться. Наглядные графические символы помогли, Милана стала чувствовать себя комфортней, спокойней. Ведь когда мы нервничаем, мы больше сосредоточены на себе и том, как бы прекратить то, что нервирует.
Когда человеку спокойно и комфортно – он гораздо больше внимания может уделить взаимодействию.
Родители активно учились считывать сигналы Миланы – она использует естественные жесты, вокализирует, использует мимику, чтобы какую-то информацию донести. Мы постепенно подбирали новые символы, чтобы обсудить, например, эмоции. Папе очень важно было договориться с Миланой о том, когда они будут взаимодействовать. Он работает из дома, и бывает так, что Милана его зовёт, а он не может отвлечься. Здесь совсем небольшая коммуникативная доска помогла договориться – показать Милане, что папа её понял, услышал, не проигнорировал, но сейчас работает, поэтому будет немного позже.

«Мы слушаем, мы рядом»: интенсивное взаимодействие

АДК – это язык человека. А освоение нового вида общения всегда непросто (вспомните, как учили иностранный язык). Поэтому при введении АДК ребенок должен видеть, как применяют средство другие люди.
Милане нужно было увидеть, как АДК работает, как это средство применяется. Поэтому, в первую очередь, АДК использовали родители – моделируя в разных ситуациях, использовали и братья по возможности.
Параллельно с символической коммуникацией мы использовали интенсивное взаимодействие. В этой стратегии мы присоединяемся к тому, что уже доступно, комфортно и понятно пользователю. Это могут быть раскачивания, постукивания, вокализации и ещё много чего. Мы можем просто сидеть рядом, молча, и смотреть в каком-то одном направлении.
В ситуациях, когда Милана переживала или закрывалась в себе, она могла начать вокализировать. Мама начала присоединяться к её вокализациям, научила стратегии её братьев, которые тоже начали так делать. Этот формат диалога получил активное развитие – Милана стала гораздо больше с ними общаться. Взаимодействие и сама вокализация стали развиваться. Через какое-то время мама рассказала, что поймала себя на мысли – они играют. Кто дольше протянет звук. Сначала мама просто повторяла и отражала то, что делала Милана, чтобы показать ей: она рядом, она хочет с ней взаимодействовать – чтобы оказать поддержку в момент, когда Милане было некомфортно или волнительно. Но постепенно это стало форматом очень активного диалога.
Само интенсивное взаимодействие построено на том, чтобы показать человеку, что он может влиять на происходящее. Интенсивное взаимодействие помогает создать безопасное и комфортное пространство для ребенка – мы показываем «я тебя вижу, слышу и понимаю, я – рядом с тобой».
Мы продолжаем использовать технику интенсивного взаимодействия. Милана меняется. Если раньше были простые звуки, то сейчас она начинает петь части из песен – например, «Арам-зам-зам» – и делать движения. Вербальные слова стали появляться в общении всё чаще.

Открываем пространство для диалога: что способствует вербальной речи?

Есть много факторов, которые влияют на развитие вербальной речи. АДК помогает начать общаться и друг друга понимать во всех жизненных ситуациях. Никто не отменяет логопедическую помощь – это работа, которая тоже параллельно ведется. Мы, специалисты по АДК, ориентируемся на диагностику коммуникативного развития, потому что наша задача – развить взаимодействие.
Многие активности способствуют развитию вербальности: моделирование, чтение вслух, любое обсуждение, пение песен, общение на те темы, которые интересны ребёнку. Не менее важно, чтобы было с кем общаться. То есть собеседник, который будет готов слушать, слышать и также общаться, используя символы.
Сейчас Милана и родители много читают и обсуждают книги – мама их адаптирует с помощью символов, для обсуждения они используют отдельные коммуникативные доски. Это тоже очень хороший момент для того, чтобы расширять словарный запас. Они поют песни, обсуждают, что произошло за день – у Миланы каждый день есть возможность высказаться.

Даже если слова недоступны: что АДК может дать каждому?

АДК даёт каждому человеку комфорт и уверенность в том, что тебя слышат и понимают. Что ты можешь передать информацию, можешь использовать общение по-разному: отказаться, выбрать, поздороваться, выразить эмоции, задать вопрос, привлечь внимание и так далее. Всё это – основа взаимодействия и общения.
Ребята с ментальными особенностями очень разные. У каждого из них будет свой путь развития коммуникации, но их объединяет одно – трудности взаимодействия с близкими. АДК и мы – специалисты – делаем всё, чтобы эти трудности преодолеть и сделать общение настолько полноценным, насколько это возможно.
Ежегодно мы помогаем более 200 семьям понять и услышать своих детей. «Социальная школа Каритас» работает благодаря грантам и пожертвованиям . Помогайте вместе с нами, чтобы школа могла строить планы на будущее, а семьи – получать доступную помощь и менять жизни к лучшему.
Смотрите также
Публикуем материалы и продолжаем работу благодаря поддержке фондов «Абсолют-Помощь», Фонда президентских грантов и «Вклад в будущее»!
для родителей для специалистов новости Материалы Центр АДК ФП Шире Круг Абсолют-Помощь Интервью Ключ к общению: диагностика