Новости и анонсы

Ирина Текоцкая: «АДК – это искусство маленьких шагов». Всё о бесплатных консультациях по АДК

Освоить Альтернативную и Дополнительную Коммуникацию – это нелегкий процесс, который можно и нужно проходить с поддержкой специалиста. Ирина Текоцкая – специалист и координатор проекта «Время АДК», ответила на самые часто задаваемые вопросы о консультациях по АДК.

– С какими запросами могут обращаться родители?

– Если ребенок не говорит. В целом, если речь и коммуникация ребенка не позволяет ему функционировать на том уровне, на котором функционирую его сверстники. Не позволяет играть, общаться, обучаться. Нужно подумать, что может быть для него преградой. Возможно, ребенку нужны средства альтернативной или дополнительной коммуникации.

– Как проходит консультация?

– На консультации в большей степени взаимодействие идет с родителем: мы учимся выстраивать стратегию поведения, которая поможет ребенку развивать коммуникативные навыки. Бывают ситуации, когда подключается ребенок, если он готов взаимодействовать с незнакомым человеком. При необходимости мы подбираем символы, если ребенок на подходящем уровне. Намечаем алгоритм действий, просим записать видео шагов, которые будут делать родители. На последующих встречах просматриваем, разбираем ошибки.

– Что специалист определяет на первой консультации?

– Мы стараемся определить уровень актуального коммуникативного развития. Как ребенок общается сейчас? Какие сигналы используют, на каком уровне он это делает. Понять, какой стиль общения складывается в семье и какие инструменты ребенок использует. После этого определяем задачи на ближайшее развитие. Главное – выбрать путь, по которому будем двигаться, и разбить его на маленькие шаги так, чтобы максимально упростить для родителей. Нет цели с ног на голову перевернуть жизнь семьи. Есть маленькие задачи, которые надо грамотно вписать в их жизнь, чтобы улучшить коммуникацию.

– Как выстраивается взаимодействие семьи и специалиста?

– Вариантов несколько. Иногда у родителей есть потребность только в одной консультации, а иногда на первой же мы видим, что это запрос не к нам (ребенок не нуждается в АДК). Не всегда можно оказать поддержку в дистанционном формате – в таких случаях мы стараемся перенаправить к региональным специалистам.
Для некоторых семей важна регулярная поддержка, поэтому мы стремимся встречаться еженедельно или ежемесячно. Некоторые семьи начинают активно вводить АДК и просят о встречах раз в несколько месяцев. Для них просто важно понимание, что все делается правильно. В процессе этого взаимодействия специалисты помогают разработать коммуникативные доски, разобраться с программами, подобрать оборудование, если это все необходимо.

– Что нужно сделать, чтобы попасть на консультацию?

– Каждый родитель заполняет форму-заявку. К ней мы просим приложить короткие видео, на которых должен быть момент общения ребенка с кем-то из взрослых или с другим ребенком, и заполненную матрицу коммуникации.

– Зачем нужно прикладывать видео?

– Видео помогают выявить некоторые особенности общения. Если опираться только на рассказ родителей – можно не увидеть всей картины. Какие-то сигналы просто могут быть незаметны для родителей.
Скажем, ребенок умеет просить. Кто-то замечает определенный сигнал, а кто-то нет. Родители очень хорошо знают своих детей и многие вещи делают на автомате. То есть если ребенок что-то хочет, мама уже может это предугадать. У него только появляются первые сигналы – она уже дает ему желаемое. А потом диалог:
– Он не умеет просить.
– А на видео, как вы поняли, что он хочет?
– А вот как-то поняла...
– Ну, давайте посмотрим!
 И мы видим, что ребенок, например, очень внимательно смотрит на какой-то предмет, и мама этот сигнал интерпретирует. В моей практике был такой случай: на консультации с ребенком подбирали оборудование для альтернативной коммуникации. Мама была уверена, что мальчику все равно и он ничего не понимает. Ребенок же в это время упорно убирал ногу в сторону – то есть всячески показывал, что он отказывается от этого взаимодействия. Мама не распознала это как отказ.
Не всегда сигналы, которые ребенок использует, похожи на то, что мы от него ожидаем. Мы ждем, что если просит – укажет рукой, попытается взять. А ведь иногда это всего лишь взгляд. Причем взгляд достаточно быстрый.

– Что такое «матрица коммуникации»?

– Матрица коммуникации – это онлайн-опросник для родителей, который поможет специалисту увидеть, какие коммуникативные навыки сформированы и на каком уровне. Важно попытаться ответить на эти вопросы. Это помогает задуматься о коммуникации с нестандартной стороны. Каким образом ребенок выбирает? Каким образом он здоровается и прощается, если умеет это делать? Как он просит продолжить действие и попросит ли? Бывает спросишь на консультации: что делаете, если ребенок не наелся? Мама: «Сразу даю добавки». А как вы понимаете, что он не наелся? «Не знаю…»
Если заранее человек подумал над этими небольшими моментами – гораздо легче выстроить первую встречу. Позволяет сэкономить время, сразу обратить внимание на значимые вопросы. Но если родителям слишком сложно, то мы конечно будем отвечать на эти вопросы вместе.

– Сколько консультаций может понадобиться?

– Всё индивидуально. Например, есть семьи, которые уже второй год у нас получают помощь. Нельзя на старте сказать, сколько консультаций понадобится. АДК сопровождает ребенка всю жизнь, если вводится, поэтому каких-то границ и рамок поставить невозможно. Мы исходим из наших ресурсов, ресурсов семьи и степени необходимой поддержки.


– Пытались ввести АДК, ничего не получилось. Что делать?

– Во-первых, это тот случай, когда нужна регулярная поддержка специалиста, чтобы родители чувствовали правильность своих действий. А во-вторых, необходимо понимать, что АДК – это искусство маленьких шагов. Задача специалиста: разбить огромную работу по освоению нового языка на маленькие шаги. Эта задача не должна пугать. «Научиться делать паузу» намного легче, чем «изменить свое коммуникативное поведение в соответствии с определенными правилами».
Иногда на встрече нужно сказать, что неудачи – это не катастрофа. С грамотным подходом всё поправимо. Коммуникация – это танец пары. Если некомфортно родителю в диалоге с символами, то ребенку тоже не будет комфортно.

АДК настолько многогранный инструмент – и в этом его волшебство. Он точно подойдет для каждого ребенка, если мы не расцениваем АДК, только как графические символы. Может ребенку нужны жесты, или можно наладить коммуникацию с помощью взгляда. Важно подобрать нужную систему, а это уже задача специалиста.

– Какой случай введения АДК в жизнь ребенка запомнился вам больше всего?

– Один раз мне привели мальчика. На комиссии, которая определяет программу школьного обучения, не смогли вступить с ним в контакт. Ребенка признали необучаемым. На первой же нашей встрече стало понятно, что ребенок может коммуницировать с помощью символов. Да, у него невысокий уровень речевого развития, он не может освоить язык в полной мере... Но ведь он понимает! Может делать выбор с помощью символов. Распознает понятия «стоп» и «ещё», может попросить что-то. Это кажется чем-то волшебным, когда вспоминаешь, что первое заключение ПМПК было «контакт недоступен».

Обратиться за консультацией

Бесплатные консультации специалистов по альтернативной и дополнительной коммуникации в Санкт-Петербурге и регионах проводятся в рамках проекта «Время АДК» при поддержке фонда «Абсолют-помощь».



Смотрите также


Истории пользователей АДК. Юлия Николенко: «Иногда у меня опускались руки, но теперь я знаю – АДК начинается с терпения и любви»

Наталья Заморова: «У ребенка очень многие негативные эмоции просто отпали. Теперь она знала, что в её жизни происходит, что сейчас будет и зачем» (кейс из практики специалиста)

«Свобода общения»: бесплатный ресурс знаний об Альтернативной и Дополнительной Коммуникации


Время АДК для родителей Материалы Интервью