Четырнадцатилетний Коля активно занимается у нас около 4 месяцев. Мы впервые познакомились с ним на встрече Разговорного клуба. Пока другие дети общались, Коля одиноко стоял у стены. И хотя было видно, что ему все нравится, он не решался присоединиться. После второго мероприятия стало понятно, что Коле стоит пойти на сопровождение.
«Было видно, что Коля нуждается в АДК. Он не говорит и не может выразить себя. В процессе взаимодействия я видела, что нужна оценка его состояния и стоит подобрать систему коммуникации», – вспоминает Ирина Текоцкая.
Коля достаточно хорошо может использовать язык тела, но у него чаще всего задействована ранняя коммуникация – то есть он общается так, как это делает ребенок первого года жизни. Если что-то его расстраивает, он как будто выключается. Может и плакать, но чаще всего просто впадает в ступор.
На первых встречах было непонятно, почему он резко перестает что-то делать. Коля мог обидеться, но никак это не выражать, просто выключиться из общения. И сейчас, когда у него появились коммуникативные средства, самое важное – обозначить его чувства. Иногда даже этого хватает, чтобы продолжить общение. «Ты злишься? На кого?» – и вдруг Коля пожимает плечами и бежит играть с ребятами
Шаг за шагом Коля осваивает все новые и новые навыки. Хотя казалось, что он в этом не силен (в таких случаях приятно ошибаться!). Коля схватывает на лету новые задания и быстро переносит их на другую деятельность. Были процессы, которые он делал неправильно. Например, пытался вытереть рот салфеткой, прижимая к губам ее ребро. Стоило один раз объяснить, как это делается, и все получилось.
Самое главное – у Коли были сложности сделать выбор, поделиться своими чувствами, принять, что его ответ будет услышан и человек спокойно воспримет его «нет». Сейчас он уже совсем другой. Умеет пользоваться коммуникативной книгой и планшетом, может рассказать о себе, у него есть четкая позиция на какие-то вещи.
«Задача сопровождения звучит так: научить ребенка базовым вещам, чтобы он мог самостоятельно что-то делать по дому: готовить какие-то простые блюда, убирать за собой и т.д. Но также мы делаем упор на том, чтобы ребенок мог инициировать общение и изъясняться с любым человеком, когда в этом будет потребность и желание. У Коли отличная динамика, он учится новому каждый день. Думаю, он способен всех нас удивить», – делится Ирина Текоцкая.
Вы можете узнать рабочие стратегии по освоению и введению АДК на курсах повышения квалификации. Присоединяйтесь к базовому курсу «Альтернативная и дополнительная коммуникация» для специалистов прямо сейчас
Работаем и делимся информацией благодаря пожертвованию Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»!