Я работаю с детьми раннего возраста и их родителями больше 15-ти лет. Мне ближе рассматривать термин раннее вмешательство, на мой взгляд, он полнее отражает тот факт, что мы (специалисты) продумываем и совершаем намеренное действие. А важным я считаю его потому, что человек с момента рождения адаптируется к условиям среды. Период, когда ребенок появляется на свет – уникальный. Он полностью зависит от близкого взрослого и от тех отношений, которые у него со взрослым складываются. Это база для всего последующего развития. К 3 месяцам у ребенка появляется некоторый внутренний опыт: как действовать, как вести себя в этом мире, чтобы было безопасно. Что будет, если он громко заплачет? Его проигнорируют, начнут трясти или бережно возьмут на руки? И в соответствии с этой обратной связью от мира, от взрослых, ребенок и будет действовать. Плакать в его возрасте нормально. Так он сообщает про дискомфорт, голод, холод или чувство боли. Но если плакать становится опасно, малыш замолчит. И тут начинается проблема. К 1,5 годам формируется базовый паттерн, основа для всех отношений, которые будут складываться у нас с другими людьми: с воспитателями, со сверстниками, позже, во взрослой жизни, с партнером. Этот ранний период жизни имеет колоссальное значение.
Запросы бывают самые разные. Если у родителей есть ребенок от рождения до трех лет и у них возникают вопросы, связанные с воспитанием или развитием малыша, они могут обратиться в службу ранней помощи. Запросы могут касаться нарушения сна и питания, отношений со стороны старших братьев или сестер, приучения к горшку, отлучения от груди, задержки или нарушений речи. Но бывают и другие запросы, например, у ребенка есть какой-то диагноз или, например, так сложилось, что он родился значительно раньше срока. Тогда это будет уже другого рода вмешательство и вовлечены в него будут и психологи, и специалисты по двигательному развитию, и специальные педагоги. Ранняя помощь предполагает междисциплинарную работу. Нельзя смотреть на проблему только под одним углом, важны знания каждого специалиста. Но также каждый участник команды обладает знаниями о развитии младенцев и маленьких детей, о психическом здоровье, это дает возможность говорить на одном языке. Кроме того, мы все вместе смотрим на ребенка. Да, у нас есть знания, но лучше всех своего ребенка знает семья. И наша задача сопоставлять наши наблюдения с наблюдениями родителей.
Нет универсального рецепта, с каждой семьей что-то свое. Иногда нужно просто развеять сомнения родителей, снять беспокойство, ободрить, дать какие-то рекомендации, которые дадут возможность семье самой справляться и двигаться дальше. И совсем другая история, когда у ребенка уже есть нарушения, диагноз или существуют риски возникновения нарушений. Здесь мы будем смотреть как он развивается и что больше вносит сложностей в его жизнь – поставленный диагноз или какой-то приобретенный негативный опыт реабилитации или отношений с близким взрослым. Тогда мы будем продумывать свои действия, программу сопровождения, как этой семье и этому ребенку помогать.