Новости и анонсы

«Для родителя АДК — шанс услышать своего ребёнка и понять, что он-то совсем другой!»

Юлия Логвинова, мама Полины, рассказывает свою историю и счастливо смеётся: воспоминания, как семья познакомилась с возможностями альтернативной и дополнительной коммуникации, вызывают у неё радостные чувства. О том, как одна заботливая мама из Краснодара наконец начала понимать желания своего неговорящего ребёнка, наш новый текст из серии «Истории АДК».
Полине десять, у неё большая семья: мама, папа, старшая сестра Олеся и братик Миша. Полина не может использовать устную речь, с близкими она общается при помощи жестов, коммуникативных таблиц и планшета. Но так было не всегда.

Раньше было громко и нервно

Когда Полина росла, то сильно отставала в развитии от своих сверстников. Тяжело шло осознание своих желаний. Она испытывала потребность выразить себя, но звучащей речи не было — и не было возможностей.
— Раньше Полина просто кричала, когда что-то хотела сказать, — рассказывает Юлия. — Я перебирала всё на свете. Что она хочет до меня донести?
Чтобы найти ключ к полноценному общению с дочкой, Юлия изучала разные инструменты и подходы.
— Мы пытались вводить жесты и PECS. Отклика не было. После неудачных попыток я откладывала новые. А ведь необходимость общения — она растёт с каждым днём. Потом судьба свела меня с «Социальной школой Каритас».
После консультаций АДК-специалиста стало намного легче взаимодействовать с Полиной.
— Она начала даже требовать, чтобы мы общались! Это самое главное, что мы получили от ребёнка: обратную связь. Теперь мы общаемся не криками, спокойно. Она подходит ко мне, показывает жест «хочу мультики» и выбирает в таблице мультик.
Полина поняла, что её слышат.

«Я узнала о новых желаниях своего ребёнка»

Полина очень любит мультики. И массаж!
— Когда мы пытались общаться только с помощью жестов, я не всегда верно понимала её запросы. Позже оказалось, что она просила массаж, а не мультики, но показывала это одинаково. Мы-то думали, она ничего не понимает. А она думала, что ничего не понимаем мы!
Когда Юлия начала использовать средства АДК, то узнала о новых желаниях своего ребёнка.
— Я уверена, что со временем занятий и увлечений в её жизни станет больше. Она уже понимает, что может донести до нас свои желания, и это её мотивирует. Я стала больше заниматься с Полиной домашними делами, мы вместе готовим — тут нам очень помог материал из Библиотеки АДК.

«Как вообще это применять?». Первые консультации

«Социальную школу Каритас» Юлии порекомендовала эрготерапевт Ирина Кириченко — к тому времени она уже занималась с Полиной год. Ирина подсказала, что семье нужно вводить систему АДК (прим.: историю эрготерапевта Ирины Кириченко мы вам рассказывали).
— Я прошла сначала родительский курс СШК, а потом записалась на сопровождение по введению АДК в нашу семейную жизнь, – продолжает Юлия Логвинова.
Начались консультации с АДК-специалистом , и Юлия поняла, что это непросто.
— Как это применять? Эти безумные таблицы… (смеётся). Было сложно привыкнуть и понять, как с ними работать. Спасибо специалисту по АДК Наталье Михайловне Заморовой, которая очень бережно вела меня по этому пути, поддерживала и отвечала на все мои вопросы. На странице СШК ВКонтакте я смотрела бесплатные вебинары, которые помогали мне лучше понять, как составлять коммуникативные таблицы. А встречи с другими мамами онлайн давали уверенность, что я тоже смогу помочь своему ребёнку начать общаться.
Юлии нужно было научиться моделировать. Важно было понять, как необходимы паузы: дать время собеседнику, чтобы ответить. Она была насторожена: а то ли я делаю? получится ли? Было сложно найти достаточно времени для обучения, перестроить мышление на коммуникацию с помощью таблиц.

О средствах для общения и поддержке специалистов

— Для общения мы купили планшет, там у нас хранятся все материалы по АДК, — продолжает Юлия. — У Полины есть базовый словарик, пока совсем небольшой: мы выяснили, сколько символов она может одолеть. Ещё есть различные ситуативные таблицы.
Полина на домашнем обучении, к ней приходят педагоги, логопед, дефектолог. К сожалению, специалисты не видят ценности в применении АДК – пока только педагог по основным предметам проявил заинтересованность. Из-за отсутствия знаний у них в этой области взаимодействие с Полиной происходит не настолько эффективно, как могло бы.

Юлия надеется, что со временем, увидев успехи Полины, специалистам захочется изучить АДК и ввести в свои занятия. Уже сейчас логопед заметил, что девочка стала чётче выражать свои эмоции, стала использовать на занятиях жест «дай».

А встречи с эрготерапевтом по-прежнему дают результат. Полина всегда их очень ждёт.
— Она раскрывается на этих занятиях, ей очень нравится. У Полины полноценное общение с помощью АДК – она интересуется, выбирает. Наш энерготерапевт понимает важность коммуникации для ребёнка, она прислушивается к желаниям Полины и этим вдохновляет её заниматься.
Ирина выстраивает свои занятия, учитывая, что Полина любит и выбирает. Теперь они могут договориться: например, сделать то, что девочке не очень нравится, но необходимо сделать в данный момент. Без АДК это было бы невозможно.

Жизнь для Полины стала более понятной и предсказуемой.

Что дальше

Самое главное — наращивать скорость и продолжать развивать АДК в семье. Закрепить то, что уже пройдено. И ввести это в более полном объёме в жизнь.

Юлия рассказывает:
— Старые привычки тянут меня назад: быстрее сказать, объяснить на пальцах… Но ведь я понимаю, что всё идёт от родителя, от взрослого; что мне нужно переучиваться, больше тренироваться и практиковать общение с помощью средств АДК. Я вижу, как это помогает нам с Полиной в жизни — и мне становится интересно, хочется углубляться в эту тему.

Мамам и папам неговорящих детей

Когда Юлия узнала, что у Полины задержка в речевом развитии, появился страх: если я введу АДК, то ребёнок замкнётся в себе и вовсе не будет говорить. Родителям, которые сомневаются, а нужно ли пробовать АДК и как это отразится на ребёнке, не потеряет ли он желание говорить, она отвечает: после введения АДК ребёнок начал больше включаться в диалог, появилось больше лепетания.
Мне кажется, это то, что нужно каждому ребёнку, которому трудно говорить. Для него это возможность активно взаимодействовать с этим миром, а для родителя — услышать своего ребёнка и понять, что он-то совсем другой! Увидеть, как он индивидуален. Что у него могут быть свои потребности, свои желания. Ради этого стоит обучаться АДК.
Чтобы записаться на консультацию с АДК-специалистом, заполните анкету на сайте.

Мы проводим консультации бесплатно. Чтобы мы могли продолжать работу, вы можете подписаться на пожертвования.

Работаем благодаря жертвователям и поддержке фондов «Абсолют-Помощь», «Вклад в будущее» и Фонда президентских грантов.
новости для родителей для специалистов Ключ к общению: диагностика Время АДК Материалы Центр АДК ФП Интервью