Новости и анонсы

Начали апробацию первой отечественной диагностики для неговорящих людей

«Конструктор целей» для оценки коммуникативного развития людей, у которых нарушена или отсутствует речь, уже опробован в 9 регионах РФ. Инструмент разработан при поддержке Фонда президентских грантов.
Диагностический инструмент помогает логопедам, педагогам, дефектологам и другим специалистам, которые работают с людьми с особенностями развития, учесть индивидуальные особенности человека, его словарный запас, коммуникативные навыки и круги общения. По итогам оценки выделяются сильные и слабые зоны, формируются цели для ближайшего развития и подбираются способы альтернативной коммуникации. Апробация проходит в образовательных учреждениях Твери, Пскова, Ухты, Калининграда, Екатеринбурга и других городов.

«Каждый ребенок, несмотря на возраст, может быть на разном уровне коммуникативного развития. Грубо говоря, если мы будем показывать младенцу символ и ждать, что он ответит или начнет общение – это будет напрасно. А диагностика позволяет учесть все эти факторы и составить план индивидуального развития коммуникации, – рассказывает Ирина Текцокая, координатор программ АДК. – Полгода совместно с рабочей группой из 7 регионов мы создавали инструмент. Сейчас региональные партнёры проходят обучение и начинают использовать диагностику в своей практике, а мы – собираем обратную связь. Чтобы доработать инструмент, причем не только опросник, но и интерфейс».
Что помогает оценить инструмент?

  • Базовая оценка: общее психофизическое состояние человека
  • Уровень коммуникативного развития: от предкоммуникативного поведения до владения фразой, развитие импрессивной и экспрессивной речи
  • Коммуникативный потенциал: предпосылки и условия для развития коммуникации – как вербальной, так и невербальной
  • Факторы среды: окружающие человека условия, которые определяют стратегию развития, степень участия и индивидуальный подход
  • Социальные круги: особенности социального контекста и круги общения человека
  • Словарный запас: актуальный словарь и зоны его ближайшего развития
  • Оценка коммуникативных навыков: от выбора и обмена информацией до социального взаимодействия.
Учителя в школах особенно впечатлены диагностическим инструментом и итогом, который он выдаёт. В результате на руках у специалиста полноценный документ с оценкой по всем областям, визуальными графиками и рекомендациями. Это позволяет отслеживать динамику учеников, а ещё экономит время, ведь каждому учителю необходимо отчитываться о проделанной работе, – делится Наталья Заморова, специалист по АДК «Социальной школы Каритас».

Участники апробации об инструменте:

Комыш Ольга, Красноярск, КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга»:

Я уже не первый год использую АДК в своей работе и до недавних пор находилась в постоянном поиске идеальной формы диагностики. Хотелось, чтобы после заполнения было понятно с чего начинать работать, и куда двигаться. Как только я познакомилась с конструктором целей АДК от СШК, поняла, что в этой программе я найду всё, что мне не хватало и даже больше. Здесь можно очень подробно описать все коммуникативные навыки человека, спланировать словарь, учесть особенности взаимодействия с окружением. И самое главное, можно последовательно ставить точные цели в индивидуальной работе.
Швыткова Мария, Красноярск, КГБУ СО «Реабилитационный центр «Радуга»:

Прошла обучение по использованию диагностики от СШК «Конструктор целей». Сам инструмент, на мой взгляд, будет востребован, поскольку до этого мы использовали заимствованные методики. Диагностика получилась действительно полной и всесторонне охватывающей возможности, а также рутины и окружение человека нуждающегося в АДК.
2024-10-20 11:34 новости для специалистов Ключ к общению: диагностика Центр АДК ФП