Новости и анонсы

АДК-специалист Мария Филиппова: о чуткости в работе, необычных сигналах ребенка и реакции родителей на АДК

Продолжаем знакомить вас со специалистами Центра Альтернативной и Дополнительной Коммуникации, где мы помогаем семьям с неговорящими детьми найти доступные способы общения. Сегодня мыслями о работе поделилась Мария Филиппова, логопед, дефектолог и специалист по АДК «Социальной школы Каритас».
– В чем вы видите главную ценность Альтернативной и Дополнительной Коммуникации (АДК)?

– Для меня это в первую очередь способ быть понятым и услышанным. А это уже дает ребенку чувство комфорта и спокойствия, чего очень многим детям часто не хватает из-за недопонимания с близкими. В моей практике был случай, когда мама мальчика с РАС стала многое сопровождать жестами и отдельными символами, обсуждать с помощью символов, что они будут делать, куда идут – он стал гораздо спокойнее, стал меньше переживать и вокализировать (это было нервное), стал больше обращать внимание, что происходит вокруг и увереннее вступать во взаимодействие. Другой моей маме логопед как-то сказал, что АДК им категорически не подходит (у ребенка есть РАС и ТМНР). Наверное, это было сказано от незнания, возможно от каких-то стереотипов или неготовности включиться в процесс. Но им было очень тяжело выстроить взаимодействие без АДК – ребенок не говорит. Сейчас, занимаясь в Центре, они спокойно могут обсудить, что происходит и что будет происходить. Недавно они были на турбазе, поехали кататься на катере. Сам катер ребенок перенес хорошо, а когда стали долго-долго ходить по другой стороне реки, это начало его волновать и он показал маме: «Катер» – «Турбаза». Я хочу вернуться! И это очень ценно, понимаете? Я не просто демонстрирую свое волнение, какие-то свои негативные эмоции – а я могу объяснить, что за этим стоит. И мне могут помочь.

– Что вам важнее всего донести до родителей и близких ребенка в работе с семьей?

– Что важно реагировать на то, что ребенок пытается донести. Это могут быть абсолютно разные сигналы: крики, какие-то движения, иногда просто взгляд. Но очень важно стараться, хоть это и не так легко, эти сообщения считывать и на них реагировать. Если ребенок, например, кричит, а мы молча его куда-то тащим, он в этот момент не понимает: то ли я не правильно доношу информацию, то ли меня не любят и не хотят понимать. Ребенок очень ориентируется на то, как и на что реагирует родитель. Например, если мой отказ, когда я что-то отодвигаю, игнорируется – то крик редко кто из родителей проигнорирует. Ребенок начинает использовать более яркий и быстрый сигнал. Но это не всегда безопасно. Есть дети, которые из-за невнимательности к их сигналам просто расслабляются и падают. Туда, куда падают. Чтобы их услышали, чтобы их сигнал не остался без внимания.

– Если ребенок привык кричать, чтобы общаться, можно ли с помощью АДК показать ему другое общение?

– Да, если мы будем реагировать и дадим актуальный для него способ общения. Это не обязательно символ, это может быть жест «нет», например. Когда мы начинаем быть более чуткими к реакциям ребенка, когда начинаем их правильно считывать и распознавать – это уже сильно улучшает взаимодействие родителя и ребенка. Они оба чувствуют себя комфортнее, увереннее и спокойнее в общении друг с другом. Соответственно, и крик будет возникать реже. А дальше мы научимся использовать другой доступный способ альтернативной и дополнительной коммуникации.

– Как родители реагируют, когда их неговорящие дети начинают использовать альтернативную коммуникацию?

– Буквально недавно после первой консультации одна из мам написала мне (читает вслух): «Я знала и верила, но теперь у вас я, наконец, увидела, что моя девочка может общаться и сможет ещё лучше! Я поняла, что это не она не умеет, а в первую очередь мы не умеем с ней общаться. А с вашей помощью обязательно научимся, как с ней общаться и взаимодействовать». Читать такое очень ценно!

– С чего стоит начинать родителям, у которых есть ребенок, который не говорит?

– Лучший вариант – это консультация с АДК-специалистом. Кроме того, можно и нужно начать с изучения информации. Например, есть наш прекрасный сайт «Свобода общения», есть различные статьи, которые публикуются на нашем сайте и на сайте ассоциации АДК. Можно участвовать в наших вебинарах – это всё доступно и это информация, которую можно получить здесь и сейчас, чтобы понять, стоит в это всё вникать и двигаться в эту сторону, или сейчас родители хотят заниматься другим.

– Во время обучения других специалистов какой опыт вам важнее всего передать?

– Что индивидуальный подход – это самое важное. Всегда нужно подходить к ситуации с разных сторон, то есть собирать разную информацию. Нам мало понимать, как общается ребенок, нам нужно знать его двигательные возможности, его особенности здоровья, видеть и знать, с кем он общается и взаимодействует, что ему нравится, не нравится. Ведь какого-то универсального средства и способа общаться – нет. Они все очень разные, мы можем их по-разному комбинировать. Двум детям, имеющим один диагноз, могут подойти совершенно разные способы общения. Поэтому на обучении мы всегда стараемся донести, что важно искать новые подходы, новые взгляды на ситуацию, не бояться советоваться и обращаться за мнением коллег и экспертов.
Интервью подготовлено «Социальной школой Каритас» в рамках проектов «Время АДК» и «Центр АДК» при поддержке фондов Владимира Потанина и «Абсолют-Помощь».
Смотрите также:
новости для родителей для специалистов Центр АДК ФП Интервью Время АДК Материалы