У девочки системное нарушение речи в сочетании с тяжелой степенью интеллектуальных и двигательных нарушений. Девочка настроена на общение, но как выразить свои потребности, она не знала. Обычной для нее формой контакта было постоянное дерганье окружающих за одежду с вокализированием. Никто из школьных педагогов не мог ее понять. Учитель-дефектолог на занятии предложил Патии коммуникативную книгу с цветными отрывными картинками для составления рассказа о проведенном в школе дне. Патия, придя в полный восторг, начала отрывать картинки и хаотично их выкладывать. Девочке была предложена значительная помощь в виде наводящих вопросов и установочных инструкций. После этого опыта занятия с использованием коммуникативной книги стали повторяться и постепенно вошли в систему . Вместе с этим участие педагога уменьшалось, а ребенка – возрастало. В итоге Патия теперь всегда самостоятельно начинает общение первой с помощью коммуникативной книги, и окружающие могут ее понять и вести с ней диалог.