Фрагмент статьи «Поговорим молча: пути коммуникативного воздействия "особых" учеников с заинтересованными учителями» из сборника «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии: опыт использования АДК»:
<...> Как известно, зрение играет большую роль в познавании мира и окружающих предметов и является одним из важнейших каналов, по которому человек получает информацию об окружающем мире. Использование наглядности в виде предметов, фотографий, картинок, символов и пиктограмм помогает наладить общение с детьми с ТМНР. В школе мы стараемся подбирать такую систему и средства коммуникации, которые помогут упорядочить уже имеющиеся у ребенка навыки и достигнуть более сложного уровня коммуникации.
Использование пиктограмм помогает учащимся обозначить свои потребности и желания (питье, туалет, потребность побыть одному, слушание музыки и т.п.). Дети могут составить рассказ о своей жизни вне школы, о семье, о каком-то эмоционально важном для них событии с помощью пиктограммы. <...>
Мы используем символы на всех уроках и занятиях, дети высказывают желания через предметы и пиктограммы также учащиеся выражают свои эмоции через картинки и символы, пространство класса также структурируется с помощью пиктограмм и символов (зонирование помещений, обозначение классов и т.д.). Для каждого неговорящего ребенка создается коммуникативная книга и альбом. При ее создании учитываются индивидуальные особенности владельца. Так, для детей с нарушениями зрения мы используем черно-белые пиктограммы, для младших школьников цветные картинки и так далее.
Важно, что учащиеся пользуются коммуникативной книгой не только на уроке, но и во время досуга. В книгах отражены и подобраны наиболее значимые для каждого ребенка темы (семья, дом, школа, дорога в школу, магазин и т. д.) в коммуникативных книгах отражаются изображения наиболее значимых для ребенка предметов и видов деятельности, так, например, чаще используются пиктограммы обозначающие инструкции, а также карточки эмоционального состояния ребенка.
Использование пиктограмм помогает учащимся обозначить свои потребности и желания (питье, туалет, потребность побыть одному, слушание музыки и т.п.). Дети могут составить рассказ о своей жизни вне школы, о семье, о каком-то эмоционально важном для них событии с помощью пиктограммы. <...>
Мы используем символы на всех уроках и занятиях, дети высказывают желания через предметы и пиктограммы также учащиеся выражают свои эмоции через картинки и символы, пространство класса также структурируется с помощью пиктограмм и символов (зонирование помещений, обозначение классов и т.д.). Для каждого неговорящего ребенка создается коммуникативная книга и альбом. При ее создании учитываются индивидуальные особенности владельца. Так, для детей с нарушениями зрения мы используем черно-белые пиктограммы, для младших школьников цветные картинки и так далее.
Важно, что учащиеся пользуются коммуникативной книгой не только на уроке, но и во время досуга. В книгах отражены и подобраны наиболее значимые для каждого ребенка темы (семья, дом, школа, дорога в школу, магазин и т. д.) в коммуникативных книгах отражаются изображения наиболее значимых для ребенка предметов и видов деятельности, так, например, чаще используются пиктограммы обозначающие инструкции, а также карточки эмоционального состояния ребенка.
Пример из школьной жизни: Патия (9 лет)
У девочки системное нарушение речи в сочетании с тяжелой степенью интеллектуальных и двигательных нарушений. Девочка настроена на общение, но как выразить свои потребности, она не знала. Обычной для нее формой контакта было постоянное дерганье окружающих за одежду с вокализированием. Никто из школьных педагогов не мог ее понять. Учитель-дефектолог на занятии предложил Патии коммуникативную книгу с цветными отрывными картинками для составления рассказа о проведенном в школе дне. Патия, придя в полный восторг, начала отрывать картинки и хаотично их выкладывать. Девочке была предложена значительная помощь в виде наводящих вопросов и установочных инструкций. После этого опыта занятия с использованием коммуникативной книги стали повторяться и постепенно вошли в систему . Вместе с этим участие педагога уменьшалось, а ребенка – возрастало. В итоге Патия теперь всегда самостоятельно начинает общение первой с помощью коммуникативной книги, и окружающие могут ее понять и вести с ней диалог.
Мы пришли к выводу, что, используя коммуникативные книги и альбомы, у учителя есть возможность подкрепить речевую инструкцию или рассказ на уроке пиктограммами и таким образом упростить понимание речи учащимися. И в тоже время учащийся имеет возможность сообщить учителю и воспитателю необходимую информацию, указывая на ту или иную карточку. И если это будет систематическая работа, то в дальнейшем у учащихся будет возможность выстраивать фразы, предложения с использованием нескольких пиктограмм. Всегда надо помнить, что работа с карточками и коммуникативной книгой является поэтапной, долговременной деятельностью, рассчитанной на несколько лет, безусловно, требует ежедневных систематических занятий с ребенком, настойчивости и терпения педагога.
«Поговорим молча: пути коммуникативного воздействия "особых" учеников с заинтересованными учителями» (2018), Марина Юрьевна Андреева, Ирина Анатольевна Бородачева, Ирина Анатольевна Лучко – педагоги ГБОУ школы №627 Невского района г. Санкт-Петербурга, Россия