Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) – различные средства общения, которые заменяют или дополняют устную речь: символы, устройства, технологии – все инструменты, поддерживающие детей и взрослых, которым трудно общаться с помощью устной речи.
Миф 1: Ребенок не будет говорить, если у него будет другой способ общения
Факт: Исследования подтверждают, что использование средств АДК способствует языковому развитию и может положительно влиять на развитие устной речи. Очень важно, чтобы использование средства АДК сопровождало вербальное слово. Если используется низкотехнологичное средство, партнер по коммуникации должен озвучивать. И напротив, очень важно, чтобы взрослые использовали средства и способы АДК, когда говорят. Этот процесс называется моделирование. О нём мы поговорим в будущих модулях.
Миф 2: АДК можно вводить только ДО определенного возраста или АДК можно вводить только ПОСЛЕ определенного возраста
Факт: Не существует определенного возраста, с которого можно использовать АДК! Чем раньше ребенок начнет, тем лучше. Раннее использование АДК способствует развитию понимания и вербальной речи. А также способствует увеличению словарного запаса у детей до 3-х лет.
Миф 3: Дети должны быть на определенном когнитивном уровне и иметь определенные навыки, чтобы начать использовать АДК
Факт: Для использования АДК не требуется предварительных навыков. Конечно, важно учитывать особенности ребенка, но не стоит ждать, чтобы начать общаться. Существуют исследования, подтверждающие, что развитие языковых навыков приводит к улучшению познавательных способностей. Кроме того, введение простых технических средств, (например, кнопки на одно сообщение) может способствовать формированию причинно-следственных связей и совместному вниманию.
Миф 1: Ребенок не будет говорить, если у него будет другой способ общения
Факт: Исследования подтверждают, что использование средств АДК способствует языковому развитию и может положительно влиять на развитие устной речи. Очень важно, чтобы использование средства АДК сопровождало вербальное слово. Если используется низкотехнологичное средство, партнер по коммуникации должен озвучивать. И напротив, очень важно, чтобы взрослые использовали средства и способы АДК, когда говорят. Этот процесс называется моделирование. О нём мы поговорим в будущих модулях.
Миф 2: АДК можно вводить только ДО определенного возраста или АДК можно вводить только ПОСЛЕ определенного возраста
Факт: Не существует определенного возраста, с которого можно использовать АДК! Чем раньше ребенок начнет, тем лучше. Раннее использование АДК способствует развитию понимания и вербальной речи. А также способствует увеличению словарного запаса у детей до 3-х лет.
Миф 3: Дети должны быть на определенном когнитивном уровне и иметь определенные навыки, чтобы начать использовать АДК
Факт: Для использования АДК не требуется предварительных навыков. Конечно, важно учитывать особенности ребенка, но не стоит ждать, чтобы начать общаться. Существуют исследования, подтверждающие, что развитие языковых навыков приводит к улучшению познавательных способностей. Кроме того, введение простых технических средств, (например, кнопки на одно сообщение) может способствовать формированию причинно-следственных связей и совместному вниманию.
Миф 4: Высокотехнологичные средства АДК лучше, чем низкотехнологичные
Факт: У каждого подхода в АДК есть свои плюсы и минусы, и это зависит от способностей ребенка и его предпочтений. С детьми, нуждающимся в АДК, лучше использовать мультимодальную (тотальную) коммуникацию, потому что она позволяет ребенку использовать те способы общения, которые ему доступны. Например, ребенок может поздороваться, махнув рукой. А через пару минут прокомментировать что-нибудь, используя доску с основными словами.
Миф 5: Низкотехнологичные средства АДК – это обязательный этап для перехода к высотехнологичным средствам
Факт: Некоторые люди никогда не перейдут на высокотехнологичные средства из-за своих особенностей. Например, невозможность использовать айтрекер из-за проблем с глазами или повышенной чувствительности. Для других использование низкотехнологичных средств не будет эффективным, то есть не будет способствовать развитию языка. Например, некоторые дети при переходе на электронное устройство, слыша сказанное слово, начинают активнее вступать в коммуникацию. Средство АДК становится мотиватором.
Миф 6: Успешность в освоении АДК – возможность общаться абсолютно независимо
Факт: мы не устаем повторять, что главная цель АДК – сказать то, что хочет человек, когда он этого хочет наиболее доступным способом. Часть детей сможет абсолютно независимо использовать свое средство АДК (устройство или книгу). Но для некоторых детей будет необходима большая поддержка. Например, взрослый включает компьютер и организует доступ к программе, следит за ее работоспособностью. Важно, чтобы в процессе взаимодействия коммуникация и языковое развитие улучшалось, а независимость ребенка увеличивалась.
Факт: У каждого подхода в АДК есть свои плюсы и минусы, и это зависит от способностей ребенка и его предпочтений. С детьми, нуждающимся в АДК, лучше использовать мультимодальную (тотальную) коммуникацию, потому что она позволяет ребенку использовать те способы общения, которые ему доступны. Например, ребенок может поздороваться, махнув рукой. А через пару минут прокомментировать что-нибудь, используя доску с основными словами.
Миф 5: Низкотехнологичные средства АДК – это обязательный этап для перехода к высотехнологичным средствам
Факт: Некоторые люди никогда не перейдут на высокотехнологичные средства из-за своих особенностей. Например, невозможность использовать айтрекер из-за проблем с глазами или повышенной чувствительности. Для других использование низкотехнологичных средств не будет эффективным, то есть не будет способствовать развитию языка. Например, некоторые дети при переходе на электронное устройство, слыша сказанное слово, начинают активнее вступать в коммуникацию. Средство АДК становится мотиватором.
Миф 6: Успешность в освоении АДК – возможность общаться абсолютно независимо
Факт: мы не устаем повторять, что главная цель АДК – сказать то, что хочет человек, когда он этого хочет наиболее доступным способом. Часть детей сможет абсолютно независимо использовать свое средство АДК (устройство или книгу). Но для некоторых детей будет необходима большая поддержка. Например, взрослый включает компьютер и организует доступ к программе, следит за ее работоспособностью. Важно, чтобы в процессе взаимодействия коммуникация и языковое развитие улучшалось, а независимость ребенка увеличивалась.