Ирина Кириченко, эрготерапевт из Краснодара, рассказывает, как альтернативная и дополнительная коммуникация помогла выйти на новый профессиональный уровень: теперь дети приходят на занятия с удовольствием, проявляют инициативу и могут дать обратную связь. #ВыпускнойАльбомСШК
У меня частная практика в собственном кабинете. Я эрготерапевт, специалист сенсорной интеграции Айрес в Краснодаре, занимаюсь формированием навыков самообслуживания. Помогаю улучшить повседневные и бытовые способности детей.
Пытаться разобраться во всем самой – как идти с закрытыми глазами
Как обычно проходят консультации? Ребенка отправляют к привычной тёте-специалисту, в привычный кабинет, над ним совершаются привычные действия. Ребенок сдаётся и говорит: «Ладно, делайте со мной что-нибудь, мне уже все равно». Мне это чуждо: проводить какие-то манипуляции над человеком, которому ничего не хочется, и он не может ни на что повлиять.
Но у меня не было того «ключика», подхода к ребенку, чтобы полноценно его понимать. Я научилась ориентироваться по внешним ситуациям, поведению: капризничает – заканчиваем, улыбнулся – действуем, молчит – ждем. Моменты такого «механического» взаимодействия давали понять, стоит ли продолжать занятие. Ни о какой эмоциональной связи и тем более об интересе речи не шло.
Бывали моменты, когда я находилась на грани эмоционального выгорания. Я старалась, боролась за каждого маленького клиента, но не получала никакой обратной связи. Понимает ли малыш, что с ним происходит? Какое у него настроение? Какие упражнения он хотел бы сделать? Что ему нравится? Как его порадовать?
Но у меня не было того «ключика», подхода к ребенку, чтобы полноценно его понимать. Я научилась ориентироваться по внешним ситуациям, поведению: капризничает – заканчиваем, улыбнулся – действуем, молчит – ждем. Моменты такого «механического» взаимодействия давали понять, стоит ли продолжать занятие. Ни о какой эмоциональной связи и тем более об интересе речи не шло.
Бывали моменты, когда я находилась на грани эмоционального выгорания. Я старалась, боролась за каждого маленького клиента, но не получала никакой обратной связи. Понимает ли малыш, что с ним происходит? Какое у него настроение? Какие упражнения он хотел бы сделать? Что ему нравится? Как его порадовать?

Специалист, который «причиняет добро»
Что было бы, если бы я не прошла обучение по АДК? Можно рисовать весьма пессимистичные картины. При всей увлеченности любимым делом, настойчивости и целеустремленности, я бы продолжила заниматься тем, что считаю нужным, но при этом ребенок не смог бы получить такое внимание, возможность реализовать себя и высказать свое мнение.
Это катастрофический сценарий, когда мы «причиняем добро». И очень важно услышать обратную связь в первую очередь от ребенка, поскольку он основной получатель всех наших услуг, и его развитие стоит во главе угла. А любое развитие насильственным никогда не бывает. То есть это процесс, основанный на приятных эмоциях. Доказано, что все нейронные связи формируются только при дофаминовом подкреплении. Соответственно, любая стрессовая ситуация идет вразрез всем нашим целям.
Поэтому, если не выстраивать коммуникацию с ребенком, можно добиться определенных результатов, но это больше похоже на дрессировку. Результаты эти сомнительные, и сложно будет перенести их в жизнь.
Поэтому, я думаю, очевидно, что нужно подключать возможности для развития ребёнка, и общение – одна из основных таких возможностей.
Я это понимала, хоть и старалась отогнать от себя мысль об обучении.
Это катастрофический сценарий, когда мы «причиняем добро». И очень важно услышать обратную связь в первую очередь от ребенка, поскольку он основной получатель всех наших услуг, и его развитие стоит во главе угла. А любое развитие насильственным никогда не бывает. То есть это процесс, основанный на приятных эмоциях. Доказано, что все нейронные связи формируются только при дофаминовом подкреплении. Соответственно, любая стрессовая ситуация идет вразрез всем нашим целям.
Поэтому, если не выстраивать коммуникацию с ребенком, можно добиться определенных результатов, но это больше похоже на дрессировку. Результаты эти сомнительные, и сложно будет перенести их в жизнь.
Поэтому, я думаю, очевидно, что нужно подключать возможности для развития ребёнка, и общение – одна из основных таких возможностей.
Я это понимала, хоть и старалась отогнать от себя мысль об обучении.
Иногда очень раздражает, когда не можешь до конца понять, что именно тебе нужно делать. Или еще лучше: понимаешь, что нужно делать, но для этого не хватает компетенций. В твоем чемоданчике с инструментами не хватает разводного ключа, который здесь необходим.
Эти ситуации, когда понимаешь свои ограничения, вносят нервозность, потому что включаются какие-то установки, синдром самозванца: «Я недостаточно делаю», «Я мало знаю», «А я говорил, не нужно было и пытаться».

Я сопротивлялась, как могла… но пошла на курс по АДК
О СШК я узнала еще давно, когда училась на эрготерапевта, мои одногруппники рассказывали, что это одна из основных и лучших школ, которая готовит специалистов по альтернативной коммуникации. Я знала о важности коммуникации и всегда добросовестно давала родителям ссылки на «Социальную школу Каритас» и предлагала им пройти обучение на бесплатном курсе для родителей. Но мне казалось, что это не в моих компетенциях – работать над коммуникацией, что это нужно каким-то другим специалистам, но не мне. Я пыталась избежать этой учебы.
Я говорила себе «нет», но практика кричала: «Да, это необходимо, это поможет!»
И решилась. Для меня было важно при этом учиться у лучших. Поэтому к вам я пошла уже осознанно, целенаправленно, зная, где учиться, у кого учиться, почему учиться, и, конечно, в первую очередь для того, чтобы чувствовать себя более уверенно на собственных занятиях, и с пониманием дела рекомендовать родителям пройти ваше обучение.
Забегая перед, скажу, что именно такое сочетание оказалось наиболее успешным: теперь я понимаю, что родители получат после прохождения обучения и введения АДК, родители видят, что специалист в этом разбирается.
А пройти программу повышения квалификации меня побудила мама одной из девочек, которая находится у меня в коррекции.
Забегая перед, скажу, что именно такое сочетание оказалось наиболее успешным: теперь я понимаю, что родители получат после прохождения обучения и введения АДК, родители видят, что специалист в этом разбирается.
А пройти программу повышения квалификации меня побудила мама одной из девочек, которая находится у меня в коррекции.
Командная работа и первые искорки
Мы стали учиться параллельно друг с другом: я проходила курс для специалистов, а мама – обучение для родителей, курс «Свобода общения». Во время учебы у нас у обеих загорелись глаза. Этот огонь есть и сейчас. Мы встретились после небольшого перерыва, и я вижу, как мама активно работала дома, эти наработки и я подхватила на занятиях у себя в кабинете.
Я увидела первые искорки понимания и интереса в глазах девочки, которая приходит на занятия. И я вижу у неё даже какой-то немой вопрос: «Ты правда меня понимаешь, да? Тебе действительно интересно, что я тут делаю?»
Я увидела первые искорки понимания и интереса в глазах девочки, которая приходит на занятия. И я вижу у неё даже какой-то немой вопрос: «Ты правда меня понимаешь, да? Тебе действительно интересно, что я тут делаю?»
Самое простое, с чего я начала, это применять методику интенсивного взаимодействия. Я полностью подстраивалась под ребенка, и для меня настолько были вдохновляющими ее сияющие глаза. Я у видела, как она удивилась: «Ты со мной на одной волне? Ты видишь меня?» Так мы и прожили все занятия: я шла за ребенком, и она своими сигналами, своими эмоциями давала мне понять, что ей действительно сегодня интересно и нравится, что происходит.
Что ценно получилось именно в этом обучении – я училась, и тут же у меня была возможность практиковаться. А потом еще и получить обратную связь от преподавателей. Я подстраивалась под ребёнка и видела живой отклик и интерес в ее глазах: «Ты услышала меня, а не просто тянешь меня куда-то, куда тебе нужно».
Это живые искренние эмоции, которые вдохновляют и побуждают двигаться дальше и осваивать дальше этот метод. И все-таки это благодаря отличному тандему, который у нас с мамой получился и уже приносит свои результаты.
Это живые искренние эмоции, которые вдохновляют и побуждают двигаться дальше и осваивать дальше этот метод. И все-таки это благодаря отличному тандему, который у нас с мамой получился и уже приносит свои результаты.

Первые успехи в АДК
С малышкой мы занимаемся уже больше года. Маленькими и осторожными шагами продвигаемся вперед и радуемся каждому проблеску – нашей большой победе. Недавно девочка проявила инициативу играть.
Если бы я не прислушивалась, не присматривалась к сигналам ребенка, то я бы все это пропустила, а здесь я как раз подхватила ее желание. И на волне того, что её поняли и ей интересно, мы очень результативно вышли на новый виток наших занятий и взаимодействия. Поэтому, безусловно, разница есть. Прошло не так много времени, чтобы делать какие-то выводы, но даже маленькие подвижки радуют и мотивируют двигаться дальше.
Если бы я не прислушивалась, не присматривалась к сигналам ребенка, то я бы все это пропустила, а здесь я как раз подхватила ее желание. И на волне того, что её поняли и ей интересно, мы очень результативно вышли на новый виток наших занятий и взаимодействия. Поэтому, безусловно, разница есть. Прошло не так много времени, чтобы делать какие-то выводы, но даже маленькие подвижки радуют и мотивируют двигаться дальше.
О курсе «Альтернативная и дополнительная коммуникация»: это ценно
На самом обучении было много дополнительной информации в виде ресурсов, ссылок на статьи, исследования, видеолекции. Это ценно.
Почему я пошла именно на курс «Социальной школы Каритас» – подкупает целостность изучения альтернативной и дополнительной коммуникации как самого направления. Не отдельного инструмента, как это иногда бывает: сейчас на примере мы научимся применять вот такую стратегию. А наоборот, здесь, на курсе, закладывается фундамент: общая целостная структура, которая формирует понимание коммуникации, роли коммуникации в жизни. Отсюда мы узнаем, как ввести АДК тем, у кого нет привычного для нас общения. Поэтому курс для меня был очень познавательным, глубоким и ёмким!
Почему я пошла именно на курс «Социальной школы Каритас» – подкупает целостность изучения альтернативной и дополнительной коммуникации как самого направления. Не отдельного инструмента, как это иногда бывает: сейчас на примере мы научимся применять вот такую стратегию. А наоборот, здесь, на курсе, закладывается фундамент: общая целостная структура, которая формирует понимание коммуникации, роли коммуникации в жизни. Отсюда мы узнаем, как ввести АДК тем, у кого нет привычного для нас общения. Поэтому курс для меня был очень познавательным, глубоким и ёмким!
Приходите к нам на обучение! Старт курса по АДК уже 28 октября!