24 декабря завершился курс повышения квалификации «Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста»! 14 специалистов из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Тулы, Москвы, Подольска и Красноярска прошли полноценную программу в объеме 88 академических часов.
Участники на практике научились использовать наблюдение за взаимодействием ребенка и близкого ухаживающего взрослого для диагностики, выделять факторы риска и защитные факторы, влияющие на психическое здоровье маленького ребенка, ориентироваться в основных положениях теории привязанности и применять их в своей работе. Курс провели психологи-практики и ученые с многолетним опытом: Рифкат Мухамедрахимов, Ирина Аринцина, Анна Кравченко, Шахноза Насретдинова и Екатерина Шабалина.
Среди обучавшихся были учителя-дефектологи, психологи, тьютор и физический терапевт. На последнем вебинаре участники поделились впечатлениями, и вот их отзывы:
Екатерина Максимова, Подольск, Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров»:
Это был бесценный опыт, я очень благодарна авторам курса. Несколько месяцев у меня была возможность пристально смотреть «в душу» младенца, наблюдать за ним, думать о нём. Теперь мы очень много говорим о нём, на работе с администрацией. Я понимаю, что это для младенца, и для меня Было сложно! Сложно наблюдать без интерпретаций, выполнять фактическое наблюдение, описывать. Но программу сопровождения, исходя из опыта наблюдения, получилось написать легко – ведь теперь всё, как «на ладони»! Подробно раскладываешь анамнез, перинатальную историю, семейную, контекст отношений – уже легче понимать, что дальше. А ради этого мы и работаем! Благодарю!
Уникальностью курса была именно вторая ступень, где участники учились использовать для структурирования своих наблюдений и определения плана сопровождения семьи Диагностическую классификацию нарушений психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет ДК:0-5, которая помогает специалистам выстроить оценку семьи на основании так называемых Осей (I-V), где Ось I посвящена клиническим расстройствам, а остальные – контексту, в котором особенности расстройства проявляются. Впечатления участников:
Дарья Рат, Красноярск, частный специалист:
Мне понравился курс – он очень структурированный. Первая часть про наблюдение для меня была в новинку, сперва было сложно переключиться. Обычно в практике привыкаешь наблюдать и сразу делать какие-то выводы, а тут приходилось быть в процессе наблюдения и не делать поспешных выводов. Это стало очень полезным опытом. Я никогда не сталкивалась с самой концепцией того, что наблюдение может быть терапевтично для семьи и ребенка, а это, оказывается, очень интересно. Что касается осей – это классный, объемный и структурированный подход, который, на первый взгляд, звучит просто. Когда начинаешь оформлять работу, понимаешь, какой большой объем работы нужно проделать, что оценить семью и ребенка. Мне кажется, это новый подход. Мы в Красноярке привыкли, что заключение и план работы приходится составлять за 1-2 встречи, потому что родители не понимают, зачем может понадобиться более пролонгированная диагностика. А тут получается есть дополнительная опора, что это такой подход, определенная методика работы – и это очень здорово. Я для своей работы обрела опору – почему оно того стоит, почему может занять несколько недель, а главное – изменения могут прийти уже в процессе диагностики. Спасибо большое за ваш профессионализм и сопровождение!
Жанна Григорьевская, Тула, Ассоциация «Содействие»
Для меня этот курс оказался пазлом, который долго собирался, но под конец, наконец, сошелся! Было непросто. Сперва разобраться в наблюдении. Лекции, лекции, практика – разобрались. Когда пошли Оси – для меня это было совершенно в новинку и местами казалось, что не осилю. Но, действительно, со временем, как пазл, один за одним на каждой встрече – всё сложилось! До сих пор помню момент, когда к нам в учреждение пришла новая семья с ребенком и я поняла, что я СОВСЕМ по-другому на них смотрю. Если раньше моё внимание было больше на ребенке – что он умеет, что не умеет – то теперь я смотрю на них, как на тандем. На их взаимосвязь. Многое отмечаю, спрашиваю – чего раньше не делала. Курс был очень интенсивным и вы знаете, мне, наверное, первый раз в жизни захотелось вернуться и пройти всё сначала. Весь курс. Большое вам спасибо за новый опыт и новое видение!
Следующий набор на курс «Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста» 2024 начнется совсем скоро! Следите за новостями на сайте и группой ВКонтакте!