1. Общение о том, что интересно только специалисту
Любой человек любит говорить о том, что ему нравится. Но часто специалист думает так: «Ребенку нужны полезные символы, значит, обязательно добавлю в таблицу «спать». Не стоит начинать введение АДК с подобных слов – ребенок не будет искать разные способы, чтобы сообщить, что хочет спать.
✅ Важно искать значимые для ребенка символы, которые помогут в маленьких вещах и будут много раз повторяться. Рекомендуем начать со слова «ещё» (другие слова можно выбирать, наблюдая за ребенком, например, «играть»). Да, «есть», «спать» и «туалет» тоже могут быть востребованы, но это точно не те слова, которые замотивируют ребёнка использовать АДК.
Необходимо подобрать словарь, который на первом этапе нужен партнеру по коммуникации. Это зона ближайшего развития и пассивный словарь для будущего пользователя АДК.
✅ Важно искать значимые для ребенка символы, которые помогут в маленьких вещах и будут много раз повторяться. Рекомендуем начать со слова «ещё» (другие слова можно выбирать, наблюдая за ребенком, например, «играть»). Да, «есть», «спать» и «туалет» тоже могут быть востребованы, но это точно не те слова, которые замотивируют ребёнка использовать АДК.
Необходимо подобрать словарь, который на первом этапе нужен партнеру по коммуникации. Это зона ближайшего развития и пассивный словарь для будущего пользователя АДК.
2. Не используются стратегии
Если положить символы перед человеком, он не начнёт ими пользоваться. Заставить тоже не получится. Поэтому есть стратегии: моделирование, ожидание сигнала и другие.
✅ Задача взрослого, особенно если это специалист – создать ситуацию и применить символ самому, всё время побуждая человека к использованию средства общения.
Уточнение: побуждать не значит сказать, что нужно сделать. Это значит использовать стратегии. Как это можно сделать, когда мы вводим один из первых символов «еще»:
Чтобы человек попросил еще, что-то желанное должно прерваться. Дальше мы держим паузу и ждем. Важно, что в этой паузе есть моделирование ситуации, но нет инструкции «покажи символ и продолжим». Нам необходимо перенести неговорящего человека в самостоятельное использование символа, а не сделать его зависимым от подсказки.
✅ Задача взрослого, особенно если это специалист – создать ситуацию и применить символ самому, всё время побуждая человека к использованию средства общения.
Уточнение: побуждать не значит сказать, что нужно сделать. Это значит использовать стратегии. Как это можно сделать, когда мы вводим один из первых символов «еще»:
Чтобы человек попросил еще, что-то желанное должно прерваться. Дальше мы держим паузу и ждем. Важно, что в этой паузе есть моделирование ситуации, но нет инструкции «покажи символ и продолжим». Нам необходимо перенести неговорящего человека в самостоятельное использование символа, а не сделать его зависимым от подсказки.
3. Зависимость от подсказки
Эту ситуацию можно разобрать на примере ребят с РАС. Человек изучает партнера по коммуникации и начинает четко понимать, что нужно сделать, чтобы получить подсказку или инструкцию, оценивает алгоритм поведения собеседника и ориентируется на его, чтобы выполнить «задание» и получить награду. Это не коммуникация.
✅ Как разрушить зависимость от подсказки? Моделируем и делаем паузу. Настолько долгую, насколько потребуется.
✅ Как разрушить зависимость от подсказки? Моделируем и делаем паузу. Настолько долгую, насколько потребуется.
4. Специалист не реагирует на сигналы
Один из главных страхов специалистов: «Но если я введу человеку символ «нет» или «уходи», он будет все время отказываться и срывать занятия!» А когда ответ игнорируется, ребёнок понимает бессмысленность общения, и он перестает пользоваться средствами общения. И использует то, что действительно работает: плач, крик и т.д.
✅ Как поступить в такой ситуации? Реагировать. Это не значит, что мы всегда на всё соглашаемся, это значит, что мы вступаем в диалог. На каком-то этапе важно согласиться, на каком-то этапе нет. И обсудить, почему мы поступаем так или иначе.
✅ Как поступить в такой ситуации? Реагировать. Это не значит, что мы всегда на всё соглашаемся, это значит, что мы вступаем в диалог. На каком-то этапе важно согласиться, на каком-то этапе нет. И обсудить, почему мы поступаем так или иначе.
5. Подобраны неподходящие символы
Иногда ребенок просто не различает символы. Потому что это физически для него недоступное средство общения. Выбрали неподходящий размер, контрастность, цвет. Или у человека нарушение зрительного восприятия, и для него эта коммуникативная доска – просто смесь картинок.
Или в целом словарь слишком маленький, и не тот, который нужен человеку
Или в целом словарь слишком маленький, и не тот, который нужен человеку
Бонус: еще одна причина
6. Директивный стиль общения
Всегда инструкция: сделай, покажи, подай. Здесь нет места для ответа. Или когда специалист уже знает ответ на вопрос, но все равно задает его: «Где корова? Покажи на таблице».
❗Это не способствует, а препятствует развитию коммуникации. Никого нельзя заставить общаться. Коммуникация – это диалог, и погружение в этот диалог и приводит к тому, что человек осваивает АДК.
А как можно? Специалист проговаривает, описывает то, что видит и расширяет тему, используя символы, делая паузы для ответа.
Например, ребенок смотрит на книгу.
Взрослый говорит: «Ты смотришь на книгу» (показывает символ «смотреть», когда произносит это слово).
«Думаю, ты хочешь ее почитать» (указывает на символ «читать» или «хотеть», когда произносит слово).
Выбор символов для моделирования для моделирования зависит от потребности человека, а их количество от уровня освоения АДК.
❗Это не способствует, а препятствует развитию коммуникации. Никого нельзя заставить общаться. Коммуникация – это диалог, и погружение в этот диалог и приводит к тому, что человек осваивает АДК.
А как можно? Специалист проговаривает, описывает то, что видит и расширяет тему, используя символы, делая паузы для ответа.
Например, ребенок смотрит на книгу.
Взрослый говорит: «Ты смотришь на книгу» (показывает символ «смотреть», когда произносит это слово).
«Думаю, ты хочешь ее почитать» (указывает на символ «читать» или «хотеть», когда произносит слово).
Выбор символов для моделирования для моделирования зависит от потребности человека, а их количество от уровня освоения АДК.
Чтобы заниматься введением АДК с удовольствием и добиваться результатов, приходите к нам на курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация».
Старт обучения через 11 дней! Закрытие регистрации – в воскресенье. Возможна рассрочка!
Материал подготовлен Ириной Текоцкой, специалистом по АДК «Социальной школы Каритас»
Материал подготовлен Ириной Текоцкой, специалистом по АДК «Социальной школы Каритас»