Новости и анонсы

Наталья Заморова: «У ребенка очень многие негативные эмоции просто отпали. Теперь она знала, что в её жизни происходит, что сейчас будет и зачем»

Кейс из практики специалиста по Альтернативной и Дополнительной коммуникации (АДК)

Наталья Заморова, нейропсихолог, дефектолог, специалист по АДК «Социальной школы Каритас»

У#nbsp;меня в#nbsp;практике была девочка с#nbsp;особенностями развития (6 лет). Она использовала отдельные звуки, звукоподражательные слова, некоторые даже проговаривала, но#nbsp;всё это нельзя было назвать общением. Это были просто звуки, не#nbsp;имеющие отношения к#nbsp;коммуникации или диалогу. Из-за этого взаимодействие с#nbsp;ней было минимальным. Вместе с#nbsp;этим ещё одной проблемой были частые и#nbsp;сильные истерики, эмоциональные срывы.

До#nbsp;того, как мама обратилась к#nbsp;нам за#nbsp;помощью, они много чего пробовали из#nbsp;АДК#nbsp;— старались вводить отдельные символы, но#nbsp;не#nbsp;хватало одной важной детали#nbsp;— системности. Именно этим мы#nbsp;и#nbsp;занялись на#nbsp;консультациях: начали выстраивать систему, чтобы ребенок мог не#nbsp;только отвечать на#nbsp;вопросы, но и#nbsp;в#nbsp;бытовых или интересных для#nbsp;себя ситуациях высказывать, например, своё недовольство. Прокомментировать, выразить свои чувства и#nbsp;эмоции. Словом, мы#nbsp;хотели, чтобы у#nbsp;девочки была коммуникативная возможность себя проявить, инициировать общение.

Несмотря на#nbsp;тяжелые интеллектуальные и#nbsp;ментальные особенности, мы#nbsp;решили опереться на#nbsp;интеллектуально-сохранные функции. И#nbsp;ребенок откликнулся довольно быстро! У#nbsp;нее появились постоянные символы-состояния (отказ, согласие, нравится, не#nbsp;нравится и#nbsp;так далее), мы#nbsp;разобрали все ее#nbsp;рутинные мероприятия в#nbsp;течение недели, и#nbsp;ко#nbsp;всем активностям подобрали символ-обозначение. Составили визуальные расписания, алгоритмы. И#nbsp;у#nbsp;ребенка очень многие негативные эмоции просто отпали. Потому что теперь она знала, что в#nbsp;её#nbsp;жизни происходит, что сейчас будет и#nbsp;зачем, могла не#nbsp;только осмыслить, но#nbsp;и#nbsp;отреагировать. Это её#nbsp;больше не#nbsp;нервировало.
Ребенок агрессирует, не#nbsp;потому что он#nbsp;такой плохой, и#nbsp;вы#nbsp;ему уже надоели. Ребенок обычно показывает нам: «Вы#nbsp;меня не#nbsp;поняли! Я#nbsp;вам что-то говорю, а#nbsp;вы#nbsp;меня совсем не#nbsp;понимаете». Мы#nbsp;иногда сами что-то скажем: один, два, три раза… а#nbsp;нас не#nbsp;услышат. Тоже, в#nbsp;конце концов, начинаем возмущаться. Ребенок, не#nbsp;имея других средств, начинает просто кричать в#nbsp;голос. И#nbsp;если такому ребенку дать средство для#nbsp;общения, восполнить эту потребность, то#nbsp;все или многие «поведенческие» проблемы будут решаться на#nbsp;глазах.

Теперь девочка могла визуально увидеть план на#nbsp;день, осмыслить дела, которые ей#nbsp;предстоят, выразить своё довольство или недовольство. Иногда она приходила и#nbsp;переставляла местами символы, давая понять, что «я#nbsp;сначала хочу делать это, а#nbsp;потом это». Раньше она уходила от#nbsp;занятий с#nbsp;педагогом со#nbsp;слезами на#nbsp;глазах, если ей#nbsp;нравилось. Потому что она не#nbsp;понимала, почему педагог не#nbsp;может провести с#nbsp;ней столько времени, сколько ей#nbsp;хочется? Почему надо уходить? Как только мы#nbsp;освоили АДК, они в#nbsp;начале каждого занятия начали обговаривать, чем будут заниматься: «У#nbsp;нас с#nbsp;тобой такие-то занятия, в#nbsp;конце мы#nbsp;сделаем это, и#nbsp;ты#nbsp;пойдёшь домой, а#nbsp;увидимся снова через неделю». И#nbsp;они начали расставаться уже в#nbsp;хорошем настроении, понимать друг друга.

Но#nbsp;самое главное не#nbsp;то, что ребенок перестал нервничать, плакать или кричать. Ведь у#nbsp;нее появилось ощущение, что с#nbsp;ней взаимодействуют. Ее#nbsp;понимают. И#nbsp;она может обратиться с#nbsp;какой-то просьбой, и#nbsp;на#nbsp;эту просьбу отреагируют. Теперь ребенок знает, что символ#nbsp;— это ее#nbsp;способ общения. Ее#nbsp;языковая единица. Да, у#nbsp;неё еще маленький словарный запас, да#nbsp;ещё маленькая база, но#nbsp;она есть. Сейчас у#nbsp;нее уже есть полноценный базовый словарь, в#nbsp;котором есть все рутинные дела, символы эмоций#nbsp;— всё это успешно она использует в#nbsp;детском саду.

Спустя некоторое время работы мы#nbsp;выяснили, что один из#nbsp;специалистов, работающий с#nbsp;ребенком в#nbsp;их#nbsp;городе, очень заинтересован в#nbsp;АДК. Оказалось, что это была Екатерина Сейфетдинова#nbsp;— наша коллега, в#nbsp;свое время успешно прошедшая курс СШК «Основы АДК: коммуникация для#nbsp;каждого». Мы#nbsp;связались с#nbsp;ней, провели несколько супервизионных встреч, и#nbsp;теперь она благополучно консультирует и#nbsp;ведет семью. Мы#nbsp;поддерживаем связь и#nbsp;при необходимости всегда консультируем, обсуждаем трудные моменты и#nbsp;поддерживаем.
Курс «Основы АДК: коммуникация для#nbsp;каждого» проходит в Петербурге раз в сезон! Будем рады увидеть коллег, которые работают с#nbsp;детьми с#nbsp;ТМНР. Мы#nbsp;не#nbsp;только обучаем, но#nbsp;и#nbsp;помогаем начать использовать знания на#nbsp;практике. Знакомьтесь с#nbsp;программой и#nbsp;присоединяйтесь!

Курс «Основы АДК: коммуникация для#nbsp;каждого»
2023-02-10 14:01 новости для родителей для специалистов курсы для специалистов Материалы Интервью