«Социальная школа» создала онлайн-опросник, который поможет специалистам оценить коммуникативное и языковое развитие человека и подобрать доступные способы общения.
В чём польза инструмента
Подробная оценка поможет педагогам, логопедам, дефектологам, тьюторам и другим специалистам подбирать способы поддержки, включая средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Это жесты, графические символы, голосовые коммуникативные приложения и многие другие инструменты.
«Альтернативные способы общения необходимы всем, кто не может использовать устную речь: детям с ДЦП, ментальными нарушениями, генетическими синдромами и другими особенностями здоровья. Когда мы вводим АДК, важно понять: как ребенок видит и слышит, как понимает обращенную речь, какие средства АДК ему доступны. Что помогает ему общаться, а что, наоборот, становится барьером», – рассказывает Ирина Текоцкая, координатор программ АДК «Социальной школы», логопед-дефектолог.
Что оценивает инструмент
«Конструктор целей» позволяет оценить базовое состояние, коммуникативное и языковое развитие, словарный запас человека и факторы среды, которые влияют на общение.
Специалист заполняет подробную анкету и получает результат оценки, где показаны сформированные навыки, текущие возможности и зоны ближайшего развития.
Специалист заполняет подробную анкету и получает результат оценки, где показаны сформированные навыки, текущие возможности и зоны ближайшего развития.
«Многим детям с особенностями развития нужна помощь – чтобы полноценно учиться и жить, получить доступный способ общения и возможность говорить. Диагностика – самый важный и сложный этап для специалиста, поэтому мы создали инструмент, помогающий систематизировать и наглядно отразить всё, что нужно, чтобы помочь ребенку общаться», – объясняет Ольга Лотош, директор «Социальной школы».
Конструктор целей бесплатный для всех пользователей – диагностика доступна после регистрации на сайте.
В июле 2025 года «Социальная школа» выпустит упрощенный опросник «Ключ к общению» для родителей, который поможет понять, как общаться с ребенком здесь и сейчас, как правильно реагировать на сигналы и какие средства использовать для коммуникации.
В июле 2025 года «Социальная школа» выпустит упрощенный опросник «Ключ к общению» для родителей, который поможет понять, как общаться с ребенком здесь и сейчас, как правильно реагировать на сигналы и какие средства использовать для коммуникации.

Как начать использовать инструмент
1. Пройдите регистрацию на сайте – логин и пароль придут на почту.
2. Перейдите в личный кабинет.
3. Пройдите обучающий курс «Оценка с помощью диагностического инструмента "Конструктор целей"» в личном кабинете.
4. Заполните поэтапную диагностику.
5. Получите наглядный результат оценки и поставьте цели ближайшего развития с помощью методических рекомендаций!
2. Перейдите в личный кабинет.
3. Пройдите обучающий курс «Оценка с помощью диагностического инструмента "Конструктор целей"» в личном кабинете.
4. Заполните поэтапную диагностику.
5. Получите наглядный результат оценки и поставьте цели ближайшего развития с помощью методических рекомендаций!
Кем разработан инструмент
Диагностика разработана НКО «Социальная школа» совместно с рабочей группой из семи регионов России при поддержке Фонда президентских грантов.
«До этого в России не было такого инструмента – мы пользовались разными западными аналогами, которые далеко не все корректно переведены и не учитывают наши культуральные особенности», – поясняет Ирина Текоцкая, координатор программ АДК и специалист «Социальной школы».
3–4 июля на VII Всероссийской конференции по АДК «Социальная школа» представит «Конструктор целей» и расскажет о результатах апробации в восьми регионах России. Участие приняли свыше 20 учреждений и более 400 детей.
«Диагностика «Конструктор целей» – ценнейший для педагогического сообщества дефектологов инструмент, который способствует социальной интеграции детей с проблемами коммуникативного и языкового развития, детей с комплексными и тяжелыми множественными нарушениями. Он позволяет решить важную задачу – провести многоаспектную оценку, учесть компетенции партнеров по общению, проанализировать коммуникативные функции. Это помогает определить перспективы и актуальные направления развития коммуникации», – Нина Вощилова, доцент кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена (СПб), кандидат психологических наук, участник рабочей группы по разработке диагностики.