● Недостаточное осознание существования других людей и их чувств, зачастую неспособность к социальной взаимности и эмоциональному сопереживанию (человек воспринимается как объект, чьи чувства и страдания игнорируются).
● Искаженное переживание страдания (ребенок не обращается за утешением к близкому взрослому, даже если он испытывает боль или чувствует себя некомфортно, а ищет успокоения стереотипным образом: раскачивание, повторение одних и тех же слов и т. п.).
● Нарушение процесса подражания. При нормальном развитии ребенок подражает действиям взрослых и старается перенять социальный опыт, ребенок с РАС испытывает затруднения в этом и зачастую механически имитирует действия вне контекста социальной ситуации.
● В игровой деятельности ребенок с РАС предпочитает предметные игры (выстраивание «рядов» из разных предметов, манипулятивные действия с предметами) и избегает коммуникативных. Других детей или взрослых они могут привлекать в качестве «механических средств» для действий с предметами.
● Отсутствие способности к играм социальной имитации.
● Недостаточное понимание норм социального взаимодействия, их абстрактной составляющей (с трудом принимают динамику социальных процессов или спонтанные ситуации, что может выражаться в асоциальных поведенческих реакциях).