Новости и анонсы

Чему можно научиться: курс повышения квалификации по АДК. Разбираем программу

Научитесь использовать АДК в работе на нашем курсе, который уже освоили более 900 специалистов по всей России. В этом материале мы делимся подробнее тем, что вы узнаете на повышении квалификации.

Модуль 1. Теоретические основы АДК

Модуль освещает развитие языка и речи в норме и при нарушениях, этапы коммуникативного развития и функции языка. Он объясняет, как АДК помогает решать коммуникативные задачи, рассматривая системы АДК (предметные, графические, жестовые) и технологии, включая низко- и высокотехнологичные решения.

Вы узнаете:

  • Как знания о развитии языка и речи в норме помогают нам при работе с АДК.
  • Пути развития языка: от чего они зависят и как меняются у людей в зависимости от разных особенностей.
  • Четыре аспекта развития языка: без чего невозможно общение и АДК.
  • Почему АДК работает? Подробный разбор на основании исследований и психолингвистики.
  • Особенности и примеры систем АДК по модальностям: предметные, графические, жестовые, тотальная коммуникация.
  • АДК со вспомогательными средствами: низкотехнологичные варианты и доступные современные технологии.

Разговор с экспертами

Вебинар по теме модуля с преподавателями СШК.
Лекция «Теоретические основания АДК» от Стивена фон Течнера (в записи) — норвежский ученый, автор первого учебного пособия по введению АДК на русском языке.

Модуль 2. Оценка и постановка целей

Этот модуль даст специалистам инструменты и подходы для эффективной диагностики и разработки стратегий, направленных на развитие коммуникации. Вы узнаете, как внедрять АДК, создавая индивидуальные планы, учитывающие потребности ребенка и его окружения.

Вы научитесь:

  • Оценивать разные коммуникативные навыки (выбор, просьба, отказ и т.д.) с учетом возраста, двигательных, сенсорных, когнитивных особенностей.
  • Проводить диагностику, определяя сильные и слабые стороны для выбора подходящих средств АДК.
  • Выявлять барьеры доступа (физические, когнитивные, сенсорные) и барьеры возможностей (знаний, навыков, отношения).
  • Анализировать окружающую среду и выявлять барьеры и возможности для коммуникации.
  • Ставить цели в зависимости от того, на каком этапе коммуникативного поведения находится человек: от начальных реакций на вегетативной основе до использования сложных АДК-систем.

Практические инструменты

Конструктор целей от СШК – первый российский диагностический инструмент для развития коммуникации и введения АДК.
Матрица коммуникации.
Пирамида АДК.
Модель участия.
Макартуровский опросник.
Шкала GMFCS.
Курс альтернативная коммуникация – смотреть

Модуль 3. Досимволическая коммуникация

Этот модуль обеспечит специалистов практическими инструментами и методиками для работы с детьми и взрослыми на различных этапах развития коммуникации, создавая основу для дальнейшего продвижения к символической речи.

Вы научитесь:

  • Различать этапы развития досимволической коммуникации (ненамеренная, намеренная, нестандартная, стандартная коммуникация).
  • Применять жесты, стандартные досимволические средства, а затем переходить к конкретным символам, расширяя внеконтекстную и функциональную коммуникацию.
  • Формировать навыки взаимодействия, такие как приветствия, вопросы, просьбы, комментарии и другие.
  • Вводить первые средства АДК.

Подходы для изучения

Базальная стимуляция – для обеспечения сенсорного опыта (соматическая, вестибулярная, вибрационная стимуляция).
Интенсивное взаимодействие – для построения диалога с учеником, поддерживая инициативу и интерес.

Модуль 4. Словарный запас

Этот модуль научит вас создавать и адаптировать словарный запас так, чтобы он стал эффективным инструментом для общения и развития ребенка с использованием АДК.

Вы научитесь:

  • Понимать разницу между базовым и ситуативным словарем.
  • Определять первые символы, которые ребенок будет использовать.
  • Подбирать слова для словаря с учетом потребностей, интересов и уровня развития ребенка.
  • Постепенно вводить новые символы, организовывая их в логичной и доступной форме.
  • Понимать, как располагаются символы на коммуникативной доске.
  • Включать слова и символы в естественные ситуации общения, показывая их практическую пользу.
  • Обучать родителей и педагогов, как использовать словарный запас в повседневной жизни ребенка.

Стратегии планирования словаря

От интересной активности.
Годовой словарный запас.
Словарный запас на учебный год.
Слово недели.
Курс АДК – смотреть

Модуль 5. Средства АДК

В этом модуле вы узнаете об основных доступных инструментах альтернативной коммуникации – от простых коммуникативных таблиц до передовых технологических решений, таких как айтрекинг.

Вы научитесь:

  • Использовать коммуникативный экран для коммуникации взглядом, о его особенностях.
  • Создавать и адаптировать коммуникативные таблицы, выделять разные типы таблиц.
  • Использовать методы непрямого доступа к коммуникативным таблицам.
  • Использовать аудиальное сканирование с помощью партнера.
  • Отличать и подбирать низкотехнологичные, среднетехнологичные и высокотехнологичные устройства.
  • Применять в работе коммуникаторы, планшеты и программы с записанной речью, айтрекинг.

Особое внимание:

Готов ли ребенок к использованию таблиц, какие символы подойдут именно ему.
Как работают рамки E-Tran для указания взглядом и алфавитные таблицы.
Как работает метод указания взглядом через коммуникативный экран и в каких случаях его используют.
Как работает технология управления взглядом (eye tracking) и в каких применяется.
Примеры высокотехнологичных решений для людей с тяжелыми двигательными нарушениями.
Запись на курс АДК

Модуль 6. Языковая среда

После этого модуля вы сможете создавать комфортные условия для общения с помощью АДК, адаптировать средства под индивидуальные особенности ребенка и устранять барьеры, мешающие самостоятельному использованию АДК. Это позволит детям эффективно использовать АДК в повседневной жизни и расширять возможности общения.

Вы узнаете:

  • Как поза ребенка влияет на его способность использовать АДК и как правильно ее корректировать.
  • Какие приспособления (разделители, крепления, утяжелители, адаптированные мыши) помогут ребенку легче взаимодействовать с коммуникативными устройствами.
  • Как адаптировать мышь, планшет, коммуникативную книгу или кнопки для детей, у которых есть сложности с движениями.

Вы научитесь:

  • Адаптировать средства АДК под индивидуальные потребности ребенка, преодолевать внешние барьеры.
  • Правильно организовывать пространство, чтобы ребенок мог использовать АДК в любой момент без посторонней помощи.
  • Подбирать угол наклона поверхности, использовать нескользящие покрытия и фиксировать устройства для удобства ребенка
  • Подбирать цвет, контрастность, рамки и размер символов.
  • Использовать черный фон, красные рамки, объемные объекты и подсветку для повышения видимости изображений

Разговор с экспертами

Вебинар по теме модуля с преподавателями СШК.
Лекция «Использование различных видов доступа и стратегий для коммуникации» от Нади Браунинг (в записи) – эрготерапевт с программой альтернативной и дополнительной коммуникации (ADRS), председатель совета Международного сообщества альтернативной и дополнительной коммуникации (ISAAC), амбассадор АДК в России с 2012 года, Канада.

Модуль 7. Очный практикум

Вы уже выполните 5 практических работ – так что же будет на очном модуле? Полноценное практическое погружение перед итоговым заданием, которое позволит вам взглянуть на работу специалиста, чувства неговорящего человека и даже состояние родителей пользователя АДК совсем под другим углом.

Темы для практики:

Вводная часть. Мифы об АДК.
Стратегии языкового развития ребенка.
Развитие словарного запаса.
Языковая среда и роль коммуникативного партнера.
Важные аспекты оценка: среда, партнеры по коммуникации, активность.
Еще раз о матрице коммуникации (практикум).
Проектирование коммуникативных экранов, досок и книг.
Практикум по общению.
Технические средства АДК.

Вы попробуете на себе:

  • Проработаете собственный кейс от начала и до конца
  • Увидите особенности стратегии моделирования на практике.
  • Почувствуете, что ощущает пользователь АДК, через коммуникативные упражнения и игры.
  • Попробуете на себе все средства альтернативной и дополнительной коммуникации.
  • Сможете задать любые вопросы.
Смотрите на сайте – курс альтернативная коммуникация.
Материалы новости для специалистов курсы для специалистов