Научитесь использовать АДК в работе на нашем курсе, который уже освоили более 900 специалистов по всей России. В этом материале мы делимся подробнее тем, что вы узнаете на повышении квалификации.
Модуль 1. Теоретические основы АДК
Модуль освещает развитие языка и речи в норме и при нарушениях, этапы коммуникативного развития и функции языка. Он объясняет, как АДК помогает решать коммуникативные задачи, рассматривая системы АДК (предметные, графические, жестовые) и технологии, включая низко- и высокотехнологичные решения.
Вы узнаете:
- Как знания о развитии языка и речи в норме помогают нам при работе с АДК.
- Пути развития языка: от чего они зависят и как меняются у людей в зависимости от разных особенностей.
- Четыре аспекта развития языка: без чего невозможно общение и АДК.
- Почему АДК работает? Подробный разбор на основании исследований и психолингвистики.
- Особенности и примеры систем АДК по модальностям: предметные, графические, жестовые, тотальная коммуникация.
- АДК со вспомогательными средствами: низкотехнологичные варианты и доступные современные технологии.
Разговор с экспертами
Вебинар по теме модуля с преподавателями СШК.
Лекция «Теоретические основания АДК» от Стивена фон Течнера (в записи) — норвежский ученый, автор первого учебного пособия по введению АДК на русском языке.
Модуль 2. Оценка и постановка целей
Этот модуль даст специалистам инструменты и подходы для эффективной диагностики и разработки стратегий, направленных на развитие коммуникации. Вы узнаете, как внедрять АДК, создавая индивидуальные планы, учитывающие потребности ребенка и его окружения.
Вы научитесь:
- Оценивать разные коммуникативные навыки (выбор, просьба, отказ и т.д.) с учетом возраста, двигательных, сенсорных, когнитивных особенностей.
- Проводить диагностику, определяя сильные и слабые стороны для выбора подходящих средств АДК.
- Выявлять барьеры доступа (физические, когнитивные, сенсорные) и барьеры возможностей (знаний, навыков, отношения).
- Анализировать окружающую среду и выявлять барьеры и возможности для коммуникации.
- Ставить цели в зависимости от того, на каком этапе коммуникативного поведения находится человек: от начальных реакций на вегетативной основе до использования сложных АДК-систем.
Практические инструменты
Конструктор целей от СШК – первый российский диагностический инструмент для развития коммуникации и введения АДК.
Матрица коммуникации.
Пирамида АДК.
Модель участия.
Макартуровский опросник.
Шкала GMFCS.
Курс альтернативная коммуникация – смотреть
Модуль 3. Досимволическая коммуникация
Этот модуль обеспечит специалистов практическими инструментами и методиками для работы с детьми и взрослыми на различных этапах развития коммуникации, создавая основу для дальнейшего продвижения к символической речи.
Вы научитесь:
- Различать этапы развития досимволической коммуникации (ненамеренная, намеренная, нестандартная, стандартная коммуникация).
- Применять жесты, стандартные досимволические средства, а затем переходить к конкретным символам, расширяя внеконтекстную и функциональную коммуникацию.
- Формировать навыки взаимодействия, такие как приветствия, вопросы, просьбы, комментарии и другие.
- Вводить первые средства АДК.
Подходы для изучения
Базальная стимуляция – для обеспечения сенсорного опыта (соматическая, вестибулярная, вибрационная стимуляция).
Интенсивное взаимодействие – для построения диалога с учеником, поддерживая инициативу и интерес.
Модуль 4. Словарный запас
Этот модуль научит вас создавать и адаптировать словарный запас так, чтобы он стал эффективным инструментом для общения и развития ребенка с использованием АДК.
Вы научитесь:
- Понимать разницу между базовым и ситуативным словарем.
- Определять первые символы, которые ребенок будет использовать.
- Подбирать слова для словаря с учетом потребностей, интересов и уровня развития ребенка.
- Постепенно вводить новые символы, организовывая их в логичной и доступной форме.
- Понимать, как располагаются символы на коммуникативной доске.
- Включать слова и символы в естественные ситуации общения, показывая их практическую пользу.
- Обучать родителей и педагогов, как использовать словарный запас в повседневной жизни ребенка.
Стратегии планирования словаря
От интересной активности.
Годовой словарный запас.
Словарный запас на учебный год.
Слово недели.
Курс АДК – смотреть
Модуль 5. Средства АДК
В этом модуле вы узнаете об основных доступных инструментах альтернативной коммуникации – от простых коммуникативных таблиц до передовых технологических решений, таких как айтрекинг.
Вы научитесь:
- Использовать коммуникативный экран для коммуникации взглядом, о его особенностях.
- Создавать и адаптировать коммуникативные таблицы, выделять разные типы таблиц.
- Использовать методы непрямого доступа к коммуникативным таблицам.
- Использовать аудиальное сканирование с помощью партнера.
- Отличать и подбирать низкотехнологичные, среднетехнологичные и высокотехнологичные устройства.
- Применять в работе коммуникаторы, планшеты и программы с записанной речью, айтрекинг.
Особое внимание:
Готов ли ребенок к использованию таблиц, какие символы подойдут именно ему.
Как работают рамки E-Tran для указания взглядом и алфавитные таблицы.
Как работает метод указания взглядом через коммуникативный экран и в каких случаях его используют.
Как работает технология управления взглядом (eye tracking) и в каких применяется.
Примеры высокотехнологичных решений для людей с тяжелыми двигательными нарушениями.
Запись на курс АДК
Модуль 6. Языковая среда
После этого модуля вы сможете создавать комфортные условия для общения с помощью АДК, адаптировать средства под индивидуальные особенности ребенка и устранять барьеры, мешающие самостоятельному использованию АДК. Это позволит детям эффективно использовать АДК в повседневной жизни и расширять возможности общения.
Вы узнаете:
- Как поза ребенка влияет на его способность использовать АДК и как правильно ее корректировать.
- Какие приспособления (разделители, крепления, утяжелители, адаптированные мыши) помогут ребенку легче взаимодействовать с коммуникативными устройствами.
- Как адаптировать мышь, планшет, коммуникативную книгу или кнопки для детей, у которых есть сложности с движениями.
Вы научитесь:
- Адаптировать средства АДК под индивидуальные потребности ребенка, преодолевать внешние барьеры.
- Правильно организовывать пространство, чтобы ребенок мог использовать АДК в любой момент без посторонней помощи.
- Подбирать угол наклона поверхности, использовать нескользящие покрытия и фиксировать устройства для удобства ребенка
- Подбирать цвет, контрастность, рамки и размер символов.
- Использовать черный фон, красные рамки, объемные объекты и подсветку для повышения видимости изображений
Разговор с экспертами
Вебинар по теме модуля с преподавателями СШК.
Лекция «Использование различных видов доступа и стратегий для коммуникации» от Нади Браунинг (в записи) – эрготерапевт с программой альтернативной и дополнительной коммуникации (ADRS), председатель совета Международного сообщества альтернативной и дополнительной коммуникации (ISAAC), амбассадор АДК в России с 2012 года, Канада.
Модуль 7. Очный практикум
Вы уже выполните 5 практических работ – так что же будет на очном модуле? Полноценное практическое погружение перед итоговым заданием, которое позволит вам взглянуть на работу специалиста, чувства неговорящего человека и даже состояние родителей пользователя АДК совсем под другим углом.
Темы для практики:
Вводная часть. Мифы об АДК.
Стратегии языкового развития ребенка.
Развитие словарного запаса.
Языковая среда и роль коммуникативного партнера.
Важные аспекты оценка: среда, партнеры по коммуникации, активность.
Еще раз о матрице коммуникации (практикум).
Проектирование коммуникативных экранов, досок и книг.
Практикум по общению.
Технические средства АДК.
Вы попробуете на себе:
- Проработаете собственный кейс от начала и до конца
- Увидите особенности стратегии моделирования на практике.
- Почувствуете, что ощущает пользователь АДК, через коммуникативные упражнения и игры.
- Попробуете на себе все средства альтернативной и дополнительной коммуникации.
- Сможете задать любые вопросы.
Смотрите на сайте – курс альтернативная коммуникация.