Почему много вопросов ограничивает общение? Как построить естественный диалог с пользователем АДК? Делимся материалами открытого курса для родителей, специалистов и волонтеров «Свобода общения».
Жизнь человека, который не говорит, часто похожа на бесконечное тестирование — с постоянными вопросами и оценкой результата. Преобладание вопросов ограничивает общение, делает коммуникацию односторонней. Ситуация, когда единственный подходящий ответ — тот, который является «правильным» для этого вопроса, ставит в тупик неговорящего человека и не дает ему влиять на коммуникацию.
Очень важно, чтобы у собеседника была возможность задать вопрос нам. При освоении АДК этому навыку уделяют недостаточно внимания.
Почему много вопросов тормозит развитие языка?
- Такой подход снижает мотивацию.
- Это неестественно: когда только один задает вопросы, это ставит другого в уязвимое положение.
- Это ограничивает высказывание и не дает проявить инициативу.
- Вопросы способствуют пассивности. Дети учатся ждать, пока их зададут, прежде чем они начнут общаться. Мы сами формируем у них выученную беспомощность и зависимость от подсказки.
Естественно смоделированный язык — это отсутствие «установленных» ожиданий, достаточно информации и возможностей для ответа, обмена, инициирования диалога.
Как строить полноценное общение с пользователями АДК?
- Думайте вслух! Говорите с самим собой о том, что вы думаете, делаете и чувствуете.
- Комментируйте.
- Делайте паузы.
- Моделируйте.
- Общайтесь естественным образом.
- Поддерживайте, отвечайте, отражайте то, что сказал ребенок.
- Задавайте открытые вопросы, которые действительно важны (и вы не знаете на них ответ): а ты что об этом думаешь? как ты себя чувствуешь? чем займемся?
Где узнать больше?
Рекомендуем специалистам по АДК и родителям / близким людей с коммуникативными трудностями открытый курс «Свобода общения». Чтобы начать обучение, нужно только зарегистрироваться.
Делимся материалами бесплатно при поддержке фондов «Абсолют-Помощь» и Фонда президентских грантов. #КлючКОбщению