Что такое альтернативная коммуникация и для кого она предназначена? Какие есть средства АДК и почему правильно говорить «символы», а не «картинки»? Ирина Текоцкая ответила на 10 самых задаваемых вопросов про альтернативную коммуникацию.
– Что такое АДК?
– Альтернативная и дополнительная коммуникация, если расшифровать эти три буквы, – это общение между людьми всеми способами, помимо устной речи. На самом деле, мы все используем средства АДК. Мы ведь не только говорим, но и жестикулируем. Используем смайлики в телефоне – это тоже АДК. Но у людей с инвалидностью эта система заменяет, либо дополняет устную речь. Это могут быть жесты, мимика, положение тела и даже дыхание.
– Кто использует АДК?
– Потенциальными пользователями АДК являются 100% населения. Это могут быть люди, которые рождены с какими-то особенностями: с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП или какими-то другими генетическими нарушениями. Могут быть те, кто получил травмы головы или оказались интубированными в больнице. Сейчас очень много людей во всём мире испытали потребность в АДК, когда оказались в ситуации, где нет возможности общаться. Нет возможности донести что-то до человека, потому что мешает устройство ИВЛ. Им тоже можно и нужно использовать АДК.
– Правда ли, что АДК используют не только дети?
– Да, и молодые, и взрослые с инвалидностью. Люди с различными приобретенными состояниями: в возрасте в состоянии деменции или в постинсультных состояниях. АДК может как помочь человеку говорить, если он утратил речь, так и при деменции, например, как можно дольше сохранять внешнюю память. Человек дольше остается мобильным, самостоятельным, благодаря дополнительным средствам.
– Когда и почему стоит вводить АДК ребёнку?
– Если ребёнок в группе риска. Например, дети с синдромом Дауна часто имеют особенности речевого и коммуникативного развития. Это не значит, что все они не смогут говорить, но чем раньше мы вводим АДК при задержках языкового развития, тем лучше. Идеально вводить в те же возрастные периоды, когда должны появляться устные слова у ребёнка. Это второй год жизни. То есть уже в год вводятся первые символы – первые слова. Только у наших ребят это будут простые жесты или графические символы, а у ребёнка, который развивается типично – это устные слова.
Однажды у меня был ребёнок, у которого с мамой была прекрасная коммуникация. Это тоже была АДК, но другого уровня: кусочки слов, какие-то жесты. Он мог маме донести какое-то событие, пожаловаться. И когда мы начали вводить символы, я говорю: «Тебе точно надо?». Он сказал: «Да. Для мамы». Я спросила: «Мама же тебя понимает?». Он ответил: «Да». А потом по буквам составил фразу: «Я говорю маме только то, что она может понять».
– Что такое «коммуникативные карточки»?
– Некоторые называют так графические символы. Профессор Стивен фон Течнер говорит:
«Не используйте слово «карточки», чтобы относиться к этому, как к слову».
То есть, когда мы говорим «символ», мы воспринимаем это как слово, а когда произносим «картинка» или «карточка», больше возникает ассоциаций с игрой или каким-то развлечением. Символы в АДК заменяют устные слова.
– Какие есть вспомогательные средства для альтернативной и дополнительной коммуникации?
– Существуют средства разного уровня технологичности. Например, коммуникативные таблицы на бумажных носителях, где символы расположены в определенном порядке. Сейчас популярны таблицы, которые основаны на базовом словаре, так как они дают больше возможностей ребёнку и учитывают структуру языка. То есть они позволяют сказать предложение. Есть целые коммуникативные книги, где собрано много таблиц. Бывают и на полторы тысячи слов. Это как бы переносной словарь. У простого человека – словарь в голове, а у пользователя АДК –словарь выносной, с собой. На бумажном носителе набор символов делается конкретно под каждого ребёнка. Нужен всего лишь цветной принтер, ламинатор и компьютер. Это даже необходимо делать самостоятельно, потому что для каждого ребёнка набор символов уникален.
Среднетехнологичные средства («на батарейках») – это такие машинки, на которых также размещены символы, на них нажимаешь и озвучивается слово. Они имеют ограничение по количеству заложенных символов. Бывает кнопка на одно сообщение, на два и так далее. В этих приспособлениях символы тоже можно менять, но основной их недостаток – это цена.
Я люблю больше высокотехнологичные средства – например, планшет. Специальные приложения позволяют поставить бесконечное количество символов, озвучивать их. Есть бесплатные, есть платные.
– В чём основной недостаток коммуникативных программ?
Все слова, которые мы помещаем в электронное устройство, озвучиваются в той форме, в которой написано на символе. Если это существительное, то это всегда именительный падеж. Если это глагол –то неопределённая форма. Прилагательное – мужской род. И в итоге получается «я идти к бабушка». Если ребёнок способен соединять фразу, он скорее всего придет к письму. Проблема в том, что вся эта грамматика переходит в письменную речь. Один мой ученик не мог составлять слова сам достаточно быстро, чтобы коммуницировать, но от символов отказался. Потому что начал читать! Говорил про символы: «это неправильно!». Ему тогда было 13 лет.
– С чего начинается внедрение АДК в жизнь ребёнка?
– Это зависит от того, на каком уровне коммуникативного развития он находится. Если человек ещё не может использовать символы, по сути, он не на том уровне, чтобы начать говорить. Неважно, сколько ему лет – он может быть на уровне развития коммуникации двух-трёх месяцев. Тогда нам важно общаться с ним на этом уровне, чтобы он «дорос». Если ребёнок маленький, то мы опираемся на те же механизмы, как развивали бы устную речь. Создаем ситуацию, в которой будет потребность что-то сказать, и вводим символы. Начинаем по одному слову, и это слово окружает ребёнка. Например, символ «ещё». Мы много-много раз в день создаем ребёнку ситуации, где надо сказать слово «ещё», а тут раз – и есть символ рядом! Так он становится значимым.
Освоение символов зависит от ребёнка. Бывает даже выбору учатся долго –самое длинное у меня было больше месяца. Не могли найти у ребёнка ничего, что вызывало бы интерес. Тогда начали давать выбирать просто всё: максимально много. И прежде, чем ребёнок начал выбирать, он начал отказываться! Помню, мама пришла счастливая и сказала: «Она начала отказываться от еды! У неё появилась нелюбимая еда!» Позже появилась важность выбора: например, она не станет есть, пока ей не дадут выбор. Потом начинает проявляться инициатива в коммуникации. Интересная сфера: работаешь над одним, а выстреливает совершенно другое!
– Правда ли, что введение АДК в раннем возрасте тормозит развитие устной речи?
– Говорят, что ребёнок будет «слишком ленивым», чтобы говорить, потому что это «трудно». На самом деле, мы физиологически предрасположены для речи, а символ наоборот – нечто искусственное. Это всё равно, что говорить, что человек будет пользоваться протезом, чтобы не пользоваться рукой. Кто хотя бы раз попользовался символами, осознаёт, насколько это трудно. Есть, конечно, ряд важных правил: например, если перестать с ребёнком разговаривать, то он действительно может не начать говорить. Но в большинстве случаев АДК не только не мешает устной речи, но и даже стимулирует её.
– АДК – это на всю жизнь?
– Есть люди, для кого это действительно на всю жизнь и единственный язык понимания, единственный доступный язык активной коммуникации. Некоторые что-то говорят, но этого не достаточно. Например, 10 слов на каком-то бытовом уровне. Тогда АДК дополняет устную речь. Есть люди, которым АДК вводится в какую-то часть жизни, те же дети группы риска. Некоторые могут остаться на жестах, но со временем многие осваивают устную речь, и жесты просто перестают быть нужными.