Как адаптировать среду для особого ребёнка? Наши наблюдения

02.09.2021

370  семей получили бесплатные консультации от специалистов ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас» в 2020 – 2021 годах. Из них 54 % — это дети с двигательными особенностями. Чаще обращались семьи с детьми с детским церебральным параличом, спинально-мышечной атрофией, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Возраст: от 1 года до 23 лет. Все обратившиеся имеют затруднения в коммуникации, их навыков недостаточно, чтобы реализовать все потребности в общении, которые могут быть доступны в их возрасте. Одним из важнейших аспектов развития коммуникативных (и не только) навыков является участие в повседневных рутинах и игровых активностях. Дети с двигательными ограничениями сталкиваются с целым рядом барьеров, не позволяющих им включаться полноценно в эти процессы. Разница в уровне участия по сравнению со сверстниками значительно увеличивается с возрастом ребенка. Так, участие в бытовых рутинах школьника с выраженными двигательными ограничениями (3 уровень и выше по GMFCS[1]) практически отсутствовало у всех детей, с которыми мы работали. При этом самыми значительными барьерами являлись – недоступная среда и сложность предполагать компетентность и успешность. При этом адаптация условий значительно повысило участие ребенка в бытовых процессах.

 

В каких изменения нуждаются ребята?

Мы предприняли ряд шагов для поиска путей решения выявленных проблем для поиска доступных средств адаптации среды и включения детей в активности. Наши ресурсы позволили  выстроить работу с семьями, живущими в Санкт-Петербурге.

Что было предпринято?

Приобрели:

  • адаптированные ножи (г-образные),
  • ложки и вилки (и возможность придать форму и ремнем крепления к руке)
  • адаптированные доски с возможностью фиксации посуды

Подобрали стандартные, но максимально подходящие по характеристикам средства

Обеспечили включение электроприборов через умную розетку и специальный выключатель.

Наблюдения показали, что даже элементарные изменения среды значительно повысили уровень участия детей, включенность семьи и выявили готовность специалистов и волонтеров участвовать в процессах обеспечения доступности для повышения качества жизни детей с двигательными ограничениями. При этом невозможно говорить о каком-то готовом универсальном решении для всех детей: существующие на рынке средства достаточно ограничены, недоступны по цене и ассортименту и не учитывают уникальных особенностей каждого человека.

[1]Система классификации больших моторных функций при церебральном параличе.

 

Результат наблюдений: необходима индивидуальная адаптация, основанная на оценке при поддержке специалиста.

 

 

Следите за нашими новостями в соцсетях

EnglishFrenchGermanRussianSpanish