ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас»

20-21 апреля состоялся курс лекций «Различные аспекты обучения детей с ТМНР: от компенсации к интеграции»

Ведущий:

Маллер Александр Рувимович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Автор монографий, учебно-методических пособий и программ по работе с детьми с ТМНР.

1 часть

Организация обучения детей с ТМНР: пути компенсации

В программе:

  • роль компенсаторных механизмов в развитии ребенка с выраженной недостаточностью;
  • значение предметно-практического обучения в компенсаторных процессах;
  • трудовое обучение в специальной образовательной организации и процессы компенсации;
  • арт-терапия — важнейший стимул компенсации;
  • социум как определяющий фактор компенсации ограничений у детей с ТМНР (специальная школа, интернат).

Лекция сопровождалась демонстрацией и разбором двух книг, написанных человеком с синдромом Дауна (почерк, орфография и пунктуация сохранены).

2 часть

Достоинство ребенка с особенностями развития: вопросы толерантности

Вторая часть курса проходила в форме дискуссии.

В программе:

  • толерантность как образ жизни демократического общества;
  • интеграция и проблемы толерантности в образовательных организациях и в социуме;
  • инновационный международный проект «Дети как дети. Воспитание в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»;
  • анализ предварительных результатов проекта.

Обсуждение сопровождалось программными материалами для детей с нарушениями развития, фильмом о художественной выставке детей-инвалидов в Еврейском музее и центре толерантности.

3 часть

Коммуникация с неговорящими детьми

Третья часть курса проходила в форме лекции с последующим обсуждением.

В программе:

  • методы и приемы общения в ходе учебных занятий с детьми с нарушениями развития;
  • поддержка альтернативной/дополнительной коммуникации;
  • уроки альтернативной коммуникации (пиктограммы) в ходе коррекционной работы с детьми с нарушениями развития;
  • роль альтернативной коммуникации как возможной предпосылки начала речевого общения;
  • обсуждение занятий по альтернативной коммуникации, которые проводились в экспериментальной школе.

Для учителей коррекционных школ, психологов, педагогов-дефектологов, воспитателей детских домов-интернатов, специалистов реабилитационных центров, социальных педагогов.

 


Дополнительно

См. интервью с Александром Рувимовичем Маллером.

maler 2-250

maler 1-550

maler 7-550