18-20 июня 2012 г. Первая международная научно-практическая конференция «Человек с нарушениями в развитии и общество: новые направления в поддержке коммуникации», Санкт-Петербург

18 июня

Выступление Эмми Леттингтон и Шарлотт Годден

Эмми Леттингтон, Шарлотт Годден — логопеды, Великобритания

Аудио

Э. ЛЕТТИНГТОН: Здравствуйте, меня зовут Эмми Леттингтон, а это Шарлотт, и мы логопеды из Англии.

Сначала я немного расскажу, где мы работаем и чем мы занимаемся. Мы работаем в Сити, в городе Лондоне. То место, где мы работаем, это очень бедный район, поэтому нам приходится решать много социальных вопросов тоже. Например, в том районе, где мы живем, много эмигрантов. И люди разговаривают на более чем 100 языках. Нам приходится работать с детьми, в семьях которых происходит насилие над детьми или же дети становятся свидетелями домашнего насилия, где есть проблемы с жильем. И, кроме того, эти сложные медицинские проблемы. В результате этого, когда дети идут в школу, около 50 процентов этих детей имеют сложности в коммуникации и в речи. И поэтому наша работа как часть команды раннего вмешательства должна сделать так, чтобы меньшее количество детей, поступающих в школу, страдали от этих сложностей. Поэтому мы первым делом определяем потребность, и потом разрабатываем стратегии, и их внедряем. Мы с удовольствием слушали рассказы наших коллег со всего мира о той работе, которую они ведут, и мы немножко хотим рассказать о том, как работаем мы в Лондоне. Завтра у нас будут два семинара, первый будет рассматривать стадии развития языка и речи, и занятия, которые могут способствовать этому. Второй семинар во второй половине дня будет посвящен взаимодействию, коммуникации между ребенком и взрослым. А сегодня мы немножко в общем рассмотрим эти проблемы. Завтра мы не сможем очень подробно рассматривать стадии, это типичные стадии, по которым происходит языковое, речевое развитие ребенка. Мы это делаем для того, чтобы понять, установить, на какой стадии развития находится наш ребенок и каким должен быть следующий шаг. Это помогает нам поставить реалистические цели для наших детей и понять, почему у них такие сложности в коммуникации.

Как говорили большинство выступавших сегодня, коммуникация — это нечто большее, чем язык. У нас есть такая картинка языковой пирамиды, которая показывает все компоненты, использующиеся для развития языка. Мы рассматриваем эту пирамиду как будто мы её строим так, чтобы каждый следующий кирпичик лежал на основании, которое поддерживает его.

Первый навык, который необходим для языка и речи — это основание, фундамент, это внимание и слушание. Оно включает смотрение, слушание и концентрацию, сосредоточение внимания. При обычном развитии ребенка это происходит с младенчества. Когда дети научаются концентрироваться, они начинают развивать навыки игры, и т.о. они узнают об окружающем мире. Когда они научаются учиться узнавать о мире и играть, у них развивается навык понимания. Обычно дети начинают понимать и предвосхищать обычное следование событий дня. Потом он начинает предвосхищать знакомые слова, которые часто произносятся. На более поздней стадии они начинают понимать комбинации слов. После того, как развивается их уровень понимания, они начинают развивать экспериментально свой язык. Как мы сегодня уже много говорили об этом, это не обязательно происходит через речь. Ребенок может выражать себя, используя специальные коммуникационные аппараты. А если говорить о типичном развитии, то ребенок начинает использовать жесты и язык взглядов прежде, чем начинает разговаривать.

На самой верхушки нашей пирамиды — это звуки речи, т.е. произношение слов. Эта пирамида показывает, что до того, как они начинают производить правильные звуки, должно произойти очень многое в их развитии.

Теперь поговорим о причинах и о влиянии задержки развития языка. Есть много причин, по которым у детей могут быть задержки развития языка и речи. Хотя иногда какой-то одной очевидной причины нет. Типичные причины: это может быть какое-то нарушение слуха или потеря слуха, у них могут быть какие-то генетические синдромы, типа синдрома Дауна, или ДЦП, может быть, аутизм.

Сейчас мы посмотрим вкратце на то, как люди коммуницируют и почему они это делают. Очень важно обращать внимание на то, что конкретно делает ребенок в этом возрасте для того, чтобы коммуницировать. Но для того, чтобы мы решили, что мы хотим помочь этому ребенку, очень важно, чтобы наши цели были реалистичными. Например, если ребенок указывает рукой на какой-то предмет, как вы думаете, какой следующий шаг будет для этого ребенка?

ИЗ ЗАЛА: Взять этот предмет.

Э. ЛЕТТИНГТОН: В смысле развития его коммуникационных навыков, если он уже умеет указывать на что-то, какой шаг будет дальше? Мы будем ожидать от него, что он будет произносить звук, который приблизительно будет похож на звук этого слова. Еще один вопрос. Если, например, ребенок, у него такой расфокусированный взгляд, который направляется в разные стороны, как вы думаете, для такого ребенка следующий реалистический шаг каким должен быть?

ИЗ ЗАЛА: Сосредотачивать внимание.

Э. ЛЕТТИНГТОН: Если вернуться к этой коммуникационной пирамиде, мы в этот момент находимся на самом низу этой пирамиды, следующий шаг для него будет просто сосредоточить своё внимание на чем-то. Т.е. мы хотим, чтобы он сосредоточил свое внимание на чем-то. Еще один пример. А если ребенок умеет называть слово, предмет, скорее всего, это будет существительное. Например, он видит ряд карточек, показывает на одну и говорит: «Машина». В чем будет заключаться следующая реалистическая цель для этого ребенка? Да, мы можем научить его и ждать от него, что он будет подбирать определения к этой машине — большая машина, маленькая машина, или цвет машины. Замечательно.

Завтра на нашем семинаре мы будем просить вас представлять себе детей и говорить о том, как они общаются и зачем он общаются. Большая часть семинара будет посвящена коммуникационным стилям взрослых и коммуникационным стилям детей. Например, мы будем говорить о том, как определить, если ребенок достаточно пассивен, инициирует ли он коммуникацию, откликается на коммуникацию? А если говорить о коммуникативных стилях взрослых, помогают ли, способствуют ли они тому, чтобы ребенок вступал в коммуникацию? И мы будем говорить о способах, которыми можно фасилицировать (упросить, облегчить) коммуникацию ребенка.

Ш. ГОДДЕН: Следуя тому, что сейчас говорила Эмми, завтра вечером мы посвятим наш семинар теме «Коммуникация между взрослым и ребенком». И внимание будет уделяться тому, как должен вести себя взрослый для того, чтобы коммуницировать с ребенком. Для того, чтобы взрослые меняли свои коммуникативные стили, чтобы поддерживать и фасилицировать коммуникацию ребенка. Основные принципы, которые будут лежать в этом подходе: включаться в игру с ребенком, предоставлять ребенку самому выбирать занятия, чтобы мы были уверены, что это то занятие, которое его интересует. Предоставлять ему время и ждать, чтобы они сами могли сообщить вам, чего хотят. И как мы вчера обсуждали, это может быть не какое-то слово, это может быть какой-то взгляд, или просто звук. И когда вы получите это послание с помощью взгляда, звука или слова, откликаться на это послание соответственно.

Это общий обзор того, чем мы будем заниматься завтра. Мы надеемся, что некоторые из вас будут участвовать в нашей мастерской. Мы предоставим вам гораздо больше информации во время этих семинаров. И будем отвечать на ваши вопросы.

Для тех из вас, кто не сможет посетить наш семинар, но заинтересован в информации, у организаторов есть раздаточные материалы, которые включают списки занятий, поддерживающих развитие коммуникации у детей. И у нас есть библиография, посвященная методам взаимодействия взрослого и ребенка. А если у вас есть какие-то конкретные вопросы, мы будем рады ответить вам по электронной почте. Я думаю, у организаторов есть адреса нашей почты.

Аплодисменты