18-20 июня 2012 г. Первая международная научно-практическая конференция «Человек с нарушениями в развитии и общество: новые направления в поддержке коммуникации», Санкт-Петербург

18 июня

Выступление Ребекки Уайд

Ребекка Уайд — логопед, Великобритания

Аудио

Р. УАЙД: Здравствуйте! Меня зовут Ребекка Уайд, я логопед, я работаю в Лондоне с детьми, испытывающими множественные трудности в коммуникации, от раннего возраста до 19 лет.

У них разнообразные сложности в коммуникации, потому что многие из них страдают ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, также у них сложности в обучении. Я работаю в специальной школе, в яслях, и с родителями дома. Большая часть моей работы заключается в том, чтобы обучить родителей тому, как общаться с детьми. И работа с ребенком тоже направлена на то, чтобы понять, какая система подходит для него.

 
Я знаю, что вы это знаете, я просто вкратце остановлюсь на том, что такое альтернативная коммуникация. Это для меня значит, что человек заменяет или поддерживает коммуникацию с помощью языка. Такая коммуникация может начинаться с жестов, поведения, которое может быть интерпретировано как значимое. Кому приносит пользу альтернативная коммуникация? Я работаю с детьми, но и взрослым это тоже, конечно, поможет. Они используют её, если плохо или мало говорят по причинам, которые я уже назвала — аутизм, ДЦП .

Зачем же люди прибегают к альтернативной коммуникации? Это коммуникация, которая помогает пониманию и помогает экспрессивному выражению. Но, как наши коллеги уже говорили, важно, что это помогает повысить качество жизни. Это повышает возможности ребенка и взрослого в образовании, в социальной жизни, и в том, чтобы быть независимым и находить себе друзей. Я сейчас кратко поговорю о том, что я называю символической лестницей. Потому что до того, как использовать альтернативную коммуникацию, нам нужно понять, на какой ступеньке этой лестницы находится ребенок или взрослый.  Это понимание на символическом уровне. В самом низу находится реальный объект, мы предполагаем, что ребенок должен знать и понимать, что это такое. Например, это апельсин.

Следующий шаг — это репрезентация объекта, когда ребенок знает, понимает, что это апельсин, мы надеемся, что мы можем, поработав с ним, дать ему возможность понимать, что это тоже апельсин. На самом деле это игрушечный апельсин.

Следующий шаг — это фотография апельсина. За этим стоит идея того, что ребенок  должен понимать, что это тоже апельсин, что это и это одно и то же, это представляет это.

Следующий шаг — это такой символический апельсин, рисунок апельсина, это представляет это.

Следующий рисунок — это такой схематический черно-белый рисунок. Здесь, к сожалению, нет апельсина, но есть символические рисунки. 

И, наконец, последнее — это написанное слово. Можно надеяться, что в конце концов ребенок поймет, что это слово — это то же самое, что апельсин. Когда мы понимаем, на какой ступени этой лестницы находится ребенок, мы начинаем разрабатывать системы, которые этот ребенок сможет использовать. И когда у детей будет какая-то внутренняя система, они смогут выражать себя, они смогут делать выбор. Но до того, как мы туда перейдем к ним, они вначале смогут указывать на свои преференции. Когда у них будет апельсин, они смогут улыбаться, облизывать губы, чтобы показывать, что им нравится и они хотят апельсин. Это говорит о предпочтении.

Следующая стадия, на которую сможет перейти ребенок — это указывать на свой выбор так, чтобы, допустим, ему предлагали яблоко и апельсин, и ребенок может указать на то, что он выбирает, глядя на этот предмет.

Следующая стадия — это когда он может попросить об этом предмете или давать комментарии относительно этого объекта. Это может выглядеть так: он тянется к этому предмету, или смотрит на апельсин и снова на взрослого, показывая, что «я хочу это».

Следующее и последнее — способность говорить «да» или «нет». Некоторые люди считают, что эта способность возникает до того, как ребенок научается делать выбор.

В своем семинаре во вторник я объясню вам, что это не совсем так. Для того, чтобы человек, ребенок сказал «да» или «нет», он сначала должен понять вопрос. А дети, с которыми мы работаем, не обязательно это умеют делать.

Я думаю, что вам понравится моя замечательная таблица, она заняла у меня много времени.

Наверху — это альтернативная коммуникация, и мы делим ее на самостоятельную или коммуникацию с помощью. Вот на желтовато-зеленоватом фоне, там, где написано «самостоятельно», мы используем язык тела, жесты. Это может быть язык тела, это могут быть жесты, это может быть указание с помощью взгляда, специальный язык символов, жестов, и вокализация, и речь. «С помощью»  это когда мы используем что-то еще для того, чтобы нам помочь. И такая коммуникация разделяется на две — это высокотехнологичные и не высокотехнологичные. 

Низкотехнологичные — это такие приспособления, которые не нуждаются в батарейках. Здесь несколько примеров. Это такие коммуникативные книжки, коммуникативные таблицы. Во вторник я во время своего семинара расскажу, как дети к этому относятся, как используют, и почему это нужно использовать по-разному.

И есть высокотехнологичные приспособления. Это могут быть устройства, которые передают одно какое-то послание. Мне кажется, что в предыдущих выступлениях вы видели это. За этим стоит такая технология, когда ребенок просто нажимает на кнопку и просто выскакивает сообщение. И есть такие более сложные устройства, которые предполагают использование компьютера со специальной программой. У меня есть пример ребенка, который использует свои глаза и компьютер для того, чтобы  сообщить нам, чего он хочет. Его мама была в восторге от того, что это покажут в России.

И, наконец, во вторник я вам расскажу о знаках, основанных на ключевом слове. Эта система называется «Макатон», в которой указывается на главное, ключевое слово, самое главное слово в предложении. Например, я могу сказать «я бы хотела что-нибудь попить», жестом я покажу только напиток. Цель системы «Макатон» — поддерживать понимание, развивать экспрессивную коммуникацию и развивать социальное взаимодействие, что, в общем, является целью любых приспособлений альтернативной коммуникации.

И в сейчас я покажу вам это видео.

(Видео)

Зак сказал: «Да, я хочу играть в переодевание». Это в первый раз Зак использовал высокотехнологический коммуникатор, и он смог сказать, чего именно он хочет.

Во вторник я поговорю о том, как мы выбираем коммуникативную систему для ребенка и как мы обучаем ребенка.

Спасибо!

Аплодисменты