ВЕДУЩАЯ: Сейчас мы перейдем к другому выступлению, видепопрезентации.

ЛЮДМИЛА АНТОНОВА (переводчица): Здравствуйте, участники конференции! Я очень благодарна организаторам за то, что меня пригласили перевести данную видеопрезентацию моей коллеги, эрготерапевта Нади Браунинг. К большому сожалению, эрготерапия в нашей стране не существует как специальность. В Санкт-Петербурге есть только небольшая группа специалистов, использующих подходы данной специальности, данной профессии. Я работаю в этой области реабилитации уже на протяжении 10 лет, и я вижу, что отсутствие полноценного эрготерапевтического подхода влияет негативным образом на качество программ помощи людям с нарушениями и ограничениями жизнедеятельности и на качество их жизни.


НАДЯ БРАУНИНГ: Здравствуйте, участники первой международной научно-практической конференции в Санкт-Петербург! Меня зовут Надя Браунинг, я эрготерапевт, работаю в области ААС уже более 30 лет.

Мне очень приятно быть здесь с вами, я уверена, что вы получаете больше удовольствие, встречаясь с друзьями и обучаясь — великолепное сочетание! Я вспоминаю конференцию по ААС в Европе, буквально года назад во Вроцлаве в Польше и встречи с некоторыми из вас, привет! Это было удивительное время, не правда ли? Оно было настолько удивительно, как и то, что я здесь сейчас с вами участвую в конференции в России. Я бы очень хотела быть с вами лицом к лицу. Однако судьба и финансовые ресурсы не были на нашей стороне, вот почему у организаторов первой международной научно-практической конференции в Санкт-Петербурге появилась великолепная идея с этим видео. Спасибо большое за то, что есть возможность быть здесь, делиться информацией о подходах ААС в мире и ААС  в России. Сегодня я будут говорить о ААС и эрготерапии.

Я начну с представления о себе. Всё началось в 1978 году, когда я закончила обучение по эрготерапии в Бразилии. Потом я работала в Бразилии много лет. В 1980 году я стала первым бразильским тренером по использованию блиц-системы и работала 18 лет в области аугментативной и альтернативной коммуникации в Канаде. В 2001 г. я получила степень магистра наук в Западном университете Онтарио.  Я также работала на протяжении 10 лет с детьми с особыми потребностями в Китае. Я координировала и участвовала в различных лагерях для детей с серьезными нарушениями в коммуникации и их семей, я преподавала в университетах и колледжах Канады, Бразилии, Германии и проводила семинары по всему миру. Добро пожаловать на мою страничку http://nadiabrowning.com/. В настоящее время я независимый консультант и тренер в областях аугментативной и альтернативной коммуникации и вспомогательных технологиях. Также я являюсь приглашенным лектором в католическом университете прикладных наук во Фрайбурге, Германия.

Так, давайте продолжим. Тема сегодняшнего выступления «ААС и эрготерапия». Давайте начнем с фокуса на человеке с серьезными ограничениями коммуникации. Для него или для нее, чтобы функционально использовать ААС систему, команда специалистов должна быть включена в работу. Как вы все знаете, количество членов может варьироваться в зависимости от семьи, от 2 до 15 или более различных специалистов. Это обычно зависит от сложности случая, ситуации и окружения, а также от доступности ресурсов. Важным является взаимодействие между членами команды в достижении поставленных для клиента целей. Делиться опытом, взаимодействовать и работать вместе на пути к улучшению качества жизни людей, которых мы обслуживаем. Эрготерапия — активный член команды, который смотрит на функциональную активность, осмысленную деятельность и качество жизни. По определению Всемирной Федерации эрготерапевтов эрготерапия — это специальность, направленная на улучшение здоровья и бытия человека через вовлечение его в активность. Чтобы понять, как это выглядит на практике, давайте посмотрим на некоторые стороны ответственности эрготерапевта в ААС-команде.

Это Сэм, она использует приспособления «step-by-step», нуждается в средстве коммуникации для обучения в школе социального взаимодействии, например, научные эксперименты и время общего круга. Была проведена оценка переключателя, чтобы определить тип переключателя, как она его может использовать, место и способ монтажа для того, чтобы он находился всегда на одном и тоже месте. Эрготерпевт проводит оценку зрения, способность поддерживать позу, способность к пониманию ААС-системы, а также выбор подходящей и мотивирующей активности.

Да, мы начинали с рук, пробовали использовать различные переключатели локтями, и в настоящее время мы исследуем возможность производить контролируемые движения ногами. Кто удерживает переключатели? Да, это эрготерапевт.

Давайте познакомимся с Джоном. Этот молодой мужчина с мышечной дистрофией, у него отсутствует функции рук. Джону нужно выполнять домашние задания, поддерживать отношения с одноклассниками, и он хочет общаться с друзьями на Фейсбуке. Мы провели оценку способностей к письму на компьютере, чтобы определить, какие особенности компьютера и программы для написания соответствуют его возможностям. Кто координирует проведение оценки? Да, вы правы, эрготерапевт.

Теперь давайте познакомимся с Джеки. Она сейчас в школе. Джеки общается с помощью комбинированных движений звуков, движения головы и коммуникативной книжки, состоящей из картинок. У нее тремор, что затрудняет переворачивание страниц в книге. Эрготерапевт была привлечена в команду, чтобы адаптировать коммуникативную книгу для более легкого использования. Как вы видите, в книги были добавлены разделители и т.о. теперь ей легче переворачивать страницы. В будущем мы планируем увеличить пространство между символами, что облегчит их выбор.

А сейчас давайте поговорим о других функциях и областях ответственности эрготерапевта, таких как лагеря и местные программы. Они дают возможность любому человеку найти друзей, научиться новым навыкам в веселой обстановке. Местные программы предназначены для групп людей, которые объединяются по схожим интересам.

Это лагерь, где живут дети со сложными коммуникативными ограничениями и семьи в Германии в июне прошлого года. Его целью было дать возможность участникам лагеря со сложными коммуникативными проблемами участвовать, получать удовольствие в различных формах структурированной и неструктурированной активности. Для родителей это возможность обмениваться идеями, учиться решать проблемы и отдыхать. А для братьев и сестер — делиться опытом и проводить хорошо время.

Эрготерапевт может организовать, спланировать и провести такие программы лагеря для людей со сложными коммуникативными ограничениями. Определенно, всё проходит более эффективно, если в программе участвует междисциплинарная команда. Эрготерапевт в команде оценивает и определяет готовность человека к использованию ААС системы, проводит оценку способности письма на компьютера, адаптирует коммуникативные книги и развивает местные программы вместе с другими. Модель вспомогательных технологий дает нам хорошую общую идею о том, что больших эффектов эрготерапевт достигает, когда представляет клиенту формы активности, имеющие для него смысл.

В модели вспомогательных технологий человек рассматривается с точки зрения его физических, когнитивных, эмоциональных возможностей и уровня их использования. Модель, в которой человек хочет выполнять или не может без нее обходиться, состоит из самообслуживания продуктивной деятельности и досуга. Важно хорошее знание характеристик технических средств и видов поддержки, которые доступны для него. Всё это учитывается в контексте того окружения в котором человек живет, работает, учится и социализируется. Всё вместе создает условия для активности. Кстати, что такое активность, которая имеет для человека смысл? Да, для Джона «Noser» был средством контакта семьи и друзей, это было очень важно, не правда ли?

Давайте посмотрим на Фабио. Задача, которая имела смысл для Фабио, это участие и презентация на международном конгрессе ААС в 2011 году в Бразилии. Это требовало большой подготовки, например, написание речи, приезд и поддержка во время конференции. Модель вспомогательных технологий была использована для того, чтобы все важные разделы были учтены. Фабио живет со своей семьей, закончил высшую школу. Он общается путем указывания на клавиатуре с алфавитом пальцем и некоторыми словами, которые можно угадать. Чтобы подготовить свою речь, он использовал компьютер для написания текста. Он общался со мной как с редактором через e-mail, т.к. я была в Германии, а он в Бразилии. В связи с тем, что он не использует синтезатор речи, презентация была выполнена в письменном виде, это было чрезвычайно успешно.

Это Девон, игра для него имеет большой смысл и приносит удовлетворение. Была проведена оценка того, как он использует движение глаз для коммуникации дома. У Девона нет проблем со зрением и слухом, он знает, что он хочет. Целью было создать коммуникативную систему для Девона. Несмотря на то, что  у него ограничение движения рук, возможность указывать взглядом фантастическая, как вы увидите на видео.

Видео

Детям достаточно сложно использовать указывание взглядом как систему для коммуникации.  Секрет в том, что нужно следовать за взглядом ребенка, а не делать так, чтобы он следовал за вашим. Верьте, что ребенок хочет вам что-то сказать. Мы следуем за ребенком и определяем, на что он смотрит.

При использовании коммуникации взглядом есть три простых ступени. Первая — следовать за его глазами, вторая — называть, на что или на кого он смотрит, третья — ребенок подтверждает улыбкой, смотрит на вас или издает звук. Не нужно требовать подтверждения по 50 раз.

Это Олеся. Догадайтесь, какая активность для нее имеет смысл? Да, она хотела лазать по стене, определенно, приятное времяпровождение. Однако, ни эрготерапевт, ни другие специалисты не участвовали в постановке этой цели. Всё сделала мама. Посмотрите на улыбку, не правда ли, это впечатляюще?

Для нас важно помнить, что речь идет об активности, которая имеют смысл для клиента, а не для специалистов или других людей. Основная задача эрготерапевта — помочь человеку, имеющему сложные ограничения, достичь смысла и удовлетворения в жизни. Для всех нас, кто работает в АСС, важно вносить вклад с помощью и экспертной оценки, и работы в сотрудничестве с другими членами команды, чтобы дать возможности достичь клиенту своих собственных целей.

Я заканчиваю эту презентацию высказыванием моего друга, которого я встретила на европейской конференции международного общества АСС в 2011 году, Гарри Силвуда. Послание, чтобы выразить и направить нас в работе по АСС.

Он сказал:

«АСС — это больше, чем приспособление и системы. Это больше, чем помощь и облегчение в коммуникации. Это больше, чем участие в общественной жизни. Это то, что дает клиентам возможность жить жизнью, которая их удовлетворяет».

Я надеюсь, что вы получили такое же удовольствие, которое я получила при подготовке этой презентации. Пожалуйста, свяжитесь со мной, если у вас есть комментарии или вопросы, я увижусь с некоторыми из вас скоро, на конференции международного сообщества АСС, которая пройдет в следующем месяце в Питтсбурге, США. Еще раз большое спасибо за возможность быть здесь и участвовать в конференции! Спасибо, получайте удовольствие от конференции!