18-20 июня 2012 г. Первая международная научно-практическая конференция «Человек с нарушениями в развитии и общество: новые направления в поддержке коммуникации», Санкт-Петербург

18 июня

Выступление Л. Лопатиной

Аудио

Людмила Владимировна Лопатина — заведующая кафедрой логопедии РГПУ им. Герцена

Л.В. ЛОПАТИНА: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодняшняя встреча посвящена альтернативным способом коммуникации в тех случаях, когда ребенок не может по тем или иным причинам пользоваться звуковой речи как средством общения. Вместе с тем качество и количество пережитого ребенком является определяющим для его социального и эмоционального развития, и воздействует непосредственно на его возможности когнитивного функционирования. Система общения является совокупностью символов и правил, имеющих общепринятое значение для определенной группы. Тот, кто усваивает это значение, усваивает и правила своей группы и имеет доступ к опыту других, выходя за рамки своего физического существования, которыми он часто бывает ограничен. Именно благодаря системе общения и прогрессирующей социализации у человека развиваются первые функции восприятия, лингвистические, графомоторные, понятийные функции, благодаря чему ребенок может на следующем этапе перейти к чтению, письму, счету, а также получить доступ к культурным ценностям. Поскольку процесс развития человека базируется на взаимодействии и взаимовлиянии, и опирается на обмен сообщениями, то необходимо, чтобы ребенок максимально рано научился использовать средства для общения, которые помогут ему заменить или дополнить недостаточность устной речи. Если же речь не может быть проводником языка, необходимо как можно раньше предоставить в распоряжение ребенка другую систему, принимая во внимание, что язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, и служит не только фундаментальной основой социального взаимодействия, но и также регулятором поведения, средством обучения. И вот такой альтернативной системой является система специальных речевых кодов, базирующихся на использовании графических средств. Эти средства и специальные коды широко известны и применяются  в странах Западной Европы, такие как ИБЛИС, ГРАШ, КАП. Из всех существующих и широко использующихся в Западной Европе систем нами был русифицирован, т.е. создан русский вариант пиктографического кода, на основе системы КАП.

Использование этой кодовой системы имеет своей целью социальную адаптацию ребенка, интеграцию его в общественную жизнь путем дешифровки сообщений, выраженных в этой форме в различных общественных местах, поддержку вербальных средств общения и создание благоприятных предпосылок для овладения чтением. Использование этих средств предполагает у ребенка формирование интереса к реалистическому изображению, которое должно быть легко узнаваемо, даже если оно немного стилизовано. Развивается потребность к обучению, у ребенка появляется возможность перехода к графическому символу, он сможет соотнести графический символ с наименованием и понять общий смысл символа, а не только отдельных его элементов, а также ассимилировать абстрактные изолированные знаки.

Овладение графическими символами и способами их передачи может осуществляться различными путями. В процессе повторения этого символа за преподавателем, в процессе самостоятельного повторения не только уже усвоенной модели, но и менее знакомой, повторения нескольких графических символов, развивающих сюжет вслед за преподавателем, а затем и самостоятельно. При этом в обучении ребенка использование таких средств усложняется, усложняются средства графического изображения символов. На начальных этапах выбирается основное средство графического выражения, а в дальнейшем в плане усложнения ребенку предлагается выбрать графический символ или абстрактный знак к слову или нескольким словам, названным преподавателем, выстраивая с их помощью выражения. Упражнения по использованию кодовой системы мы разделили на две группы — это упражнения по вовлечению детей в освоение кода, так называемые «упражнения установления», и упражнения по применению этой системы, так называемые «упражнение применения».

Целью первой группы упражнений является выработка навыка в использовании кодовой системы, а второй — организация общения, процесса обучения и подготовки к обладанию чтением и письмом.

На первом этапе ребенок знакомится с пиктограммой и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением. На этом этапе происходит расширение словарного запаса ребенка и накопление максимального количества символов для инициации общения, обучения. На втором этапе формируется навык переноса символов на другие ситуации, т.е. расширяются возможности передачи информации. На третьем этапе основное внимание уделяется грамматическому структурированию, обучению ребенка графическим символам, обозначающим различные грамматические категории. Ребенок учится самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных. У него формируется способность выстраивать пиктограммы в логический ряд, представляющий собой графически оформленное предложение или небольшие тексты. Пр этом в работе с такими кодами необходимо учитывать уровень и особенности когнитивного развития ребенка, его возможности и потребности, что определяет количество и сложность вводимых символов. Слова в кодовой системе классифицированы в соответствии с основными грамматическим категориями: имена существительные, прилагательные, глаголы, наречения, предлоги, союзы. И характеристика различных категорий слов соотнесена с определённым цветом. Сейчас я покажу, как это выглядит. Например, имена существительные — на зеленом фоне, имена прилагательные – голубом, глаголы – красным, наречия, предлоги, союзы — на черном. И обязательным условием в работе является соотнесение различных частей речи, обозначенных одинаковым символом, с соответствующим цветовым фоном. Например, для ознакомления ребенка со знаком-символом... Сейчас покажу на конкретных примерах, но пока скажу, что мы сделали по определенным темам специальные тетради для детей. Я взяла одну для примера, и сейчас мы посмотрим здесь на экране, тема «Ребенок и мир растений». Вот как можно, последовательно усложняя, проводить работу с ребенком по этой теме. Хочу сказать, что уже создан и компьютеризированный вариант этих заданий, когда ребенок может работать и на компьютере.

Вот, пожалуйста, посмотрите на первый слайд. Это упражнения, направленные на идентификацию символа. Последовательно демонстрируются пиктограммы, и ребенку предлагается выбрать нужную картинку и провести к ней стрелку. Здесь разные примеры на разных темах. Затем можно давать следующее задание, выбор нужной пиктограммы из ряда других.

Следующее задание — из предложенных пиктограмм показать нужную. «Покажи, что я назову», ребенок должен соотнести названное преподавателем с пиктограммой, например, в данном случае существительных и глаголов.

Третье упражнение направлено на выбор двух одинаковых пиктограмм из ряда уже других, «найди одинаковые картинки». Ребенок должен, ориентируясь в этих пиктограммах, данные картинки найти.

Далее ребенку предлагается выбор определенной пиктограммы из множества других. «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку». Вы видите, что точно также можно проводить работу и с пиктограммами, означающими глаголы, которые представлены на красном фоне. Дальше, усложняя работу, можно переходить к конструированию фразы с помощью пиктограммы. Вы видите, с помощью этих пиктограмм можно составить такие предложения: «Девочка срывает ландыши», «Девочка собирает ягоды», «Мальчик поливает куст», и так далее. Сначала это можно проводить в плане понимания, когда преподаватель просит: «Покажи, где девочка собирает ландыши, где девочка собирает ягоды, где мальчик поливает куст», и так далее. А затем ребенок сам составляет эти предложения по заданию преподавателя.

Далее ему предлагается выбрать из нескольких пиктограмм названную: «Найди нужное изображение, соедини их стрелками». «Яблоко — это фрукты», «Капуста — это овощи». Для работой над фразой могут быть использованы следующие упражнения. Например: «Дополни предложения, для этого проведи стрелку от нужной картинки к пустому квадрату». А если посмотреть на эти пиктограммы, то на синем фоне – существительное дерево, на красном глагол – «расти», на черном – предлог «в». И ребе нужно добавить и выбрать пиктограмму, подходящую к этому предложению, закончив его структуризацию.

Кроме этого, расширять возможности понимания построения фразы можно такими  заданиями. Вот посмотрите на этот слайд. Давая ребенку такое задание, можно попросить у него показать, а потом самому структурировать фразу: «О ком говорится в предложении? Что делает девочка, какие овощи она сажает?» Дальше: «О ком говорится в предложении, куда идут дети? Зачем они идут в лес?» И используя вот такие предложения, постепенно можно не только расширять возможности детей в построении фразы, но и вместе с ними делать небольшие книжки. Одна из книжек может быть посвящена дню рождения ребенка, где он вместе с родителями или вместе с преподавателями пиктограммами-предложениями записывает, что на этом дне проходило. Таким же образом можно делать специальные книжки-сказки, где с картинками, фотографиями, пиктограммами подписываются все изображения. Через такую систему можно способствовать улучшению лингвистических навыков. Введение этих символов возможно также осуществлять не только в процессе специальных занятий  и упражнений, но и в процессе игровой деятельности, как я уже говорила, при чтении сказок, на обычных занятиях.

Структурирование собственной мысли с помощью символов, т.е. предоставление в распоряжение ребенку системы для воспроизведения всего того, что он наблюдает, переживает, позволяет взрослому человеку понять внутреннее состояние ребенка. Использование такой системы призвано улучшить общение ребенка, облегчить его, обеспечить его глобальное развитие, его участие в педагогическом процессе, возможность интеграции в более широкие социумы. На основе таких заданий, разработанных для маленьких детей, была разработана и программа для обучения, воспитания детей школьного возраста с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, подразумевающая обучение альтернативному чтению, которая строится на примере того, о чем я только что вам рассказывала. Спасибо!

Аплодисменты